Предприниматели края по-разному оценивают рыночные перспективы производства сувенирной продукции, макеты которой разработал Пермский центр развития дизайна. По мнению директора рекламного агентства "Lege artis" Антона Толмачева, эти разработки не будут востребованы рынком, и до массового производство дело не дойдет. Чтобы сделать торговлю сувенирами доходной, необходимы маркетинговые исследования.
Как отмечает заместитель министра торговли и развития предпринимательства Алена Игнатова, изначально проект задумывался исключительно как разработка линейки сувенирной продукции, которую может производить местный малый бизнес.
- В процессе разработки проекта мы пришли к выводу, что смотреть необходимо шире, - поясняет Алена Игнатова. - Для увеличения туристического трафика и стимулирования развития бизнеса в сфере гостеприимства и туризма необходимо брендировать территории, создавать визуальный и смысловой ряд, отличающий эти территории от других. Так родились три первых проекта. Это "аномальная" Молебка (Кишертский район) с уфологической тематикой, чайная столица Кунгур, и Кудымкар с аутентичными красно-белыми орнаментами.
С надписями "Молебка - станция НЛО" планируется выпустить ветровки, резиновые сапоги и брелоки. Также задумана карамель на палочках - в виде разноцветных чайников, сумки, шерстяные варежки и чехлы для сотовых телефонов с национальными орнаментами Кудымкара.
По словам Игнатовой, одно из важных требований к разрабатываемой сувенирной продукции - это возможность простого тиражирования и адекватная стоимость производства. То есть задача состояла не только в создании интересного дизайна, но и конкурентоспособного, покупаемого продукта.
- Давайте определимся: этот сувенирный продукт рассчитан на приезжих туристов? - отмечает Антон Толмачев. - Но купят ли они эти сувениры, и будет ли достаточным поток потенциальных покупателей в Пермском крае? На мой взгляд, приоритеты для развития туристической отрасли должны быть отданы в первую очередь созданию необходимой инфраструктуры, а уже потом можно заниматься аутентикой территорий, в том числе и разработкой оригинальной сувенирной продукции. Под инфраструктурой я понимаю элементарные удобства, на которые в первую очередь обращают внимание туристы. Так, например, у нас в регионе существует уникальный памятник природы - Ординская подводная пещера. Но при этом поблизости нет приличной гостиницы. Имеет ли смыл рекламировать за пределами региона это привлекательное для туристов место, если любые проекты по продвижению изначально обречены на провал.
По мнению директора рекламного агентства Евгения Архипова, разработки брендбуков территорий, которые включают в себя макеты сувениров, - это хорошая перспектива для развития туристической отрасли региона. Предприниматель предполагает, что разработанные ПЦРД макеты могли бы послужить основой для выпуска небольших партий готовых сувенирных изделий под заказ. В то же время, необходимо предварительно изучить емкость рынка сувенирной продукции и предусмотреть возможные каналы сбыта. Пока вопросы конечной реализации не будут учтены, инвестировать в региональный проект будет преждевременно.
О необходимости предварительного исследования возможностей сбыта сувенирной продукции говорит и директор рекламной компании "Попов дизайн" Николай Попов.
- Важно понять, кто именно будет приобретать эти изделия: оптовые покупатели, конечные потребители или же заказ возможен со стороны администраций тех территорий, для которых разрабатываются брендбуки, - поясняет предприниматель. - Второй важный момент, от которого будет зависеть интерес предпринимателей к проекту, в том числе и мой, это технологическая грамотность предлагаемых макетов. Дело в том, что на рынке нередки случаи, когда создаются неисполнимые проекты. К примеру, фантазия заказчика и дизайнера выливается в какой-либо макет, но произвести по нему готовое изделие технически невозможно. Вообще мне не совсем понятно, почему разработчики предварительно не изучили пермский рынок и не проконсультировались с предпринимателями, ведь в основе любого проекта лежат маркетинговые изыскания и обсуждение технических возможностей с конечными исполнителями.
Кстати
Власти Пермского края планируют превратить регион в Мекку для туристов. К 2020 году туристический трафик должен увеличиться до 2,5 миллионов человек в год (с 600 тысяч в год сейчас). Это в десять раз увеличит доходы от туризма.