04.05.2011 23:30
    Поделиться

    Никита Михалков: Картина "Цитадель" расшифровывает "Предстояние"

    На экраны выходит 3-я часть "Утомленных солнцем"

    Строго говоря, фильм "Утомленные солнцем-2: Цитадель" - это вторая часть второго фильма киноэпопеи Никиты Михалкова. Первой была "Предстояние", судьба которой в прокате не оправдала надежды авторов.

    "Цитадель" в отличие от "Предстояния" оставляет более светлое чувство. На руку Михалкову сыграла вынужденная заминка, ведь выход на экраны "Цитадели" планировался вдогонку к "Предстоянию". Однако, как объясняет Никита Михалков, картина не была завершена в срок.

    Премьера "Цитадели" состоялась с годичной задержкой, 3 мая, в прокат фильм выходит 5-го, накануне Дня Победы, времени, когда патриотические чувства наших соотечественников особенно велики. А у Михалкова в картине советские танки идут на Берлин, враг повержен, более того, буквально раздавлен силой русского духа. Все это, безусловно, сыграет свою положительную роль в первый уик-энд проката.

    "Цитадель" не рассказывает о каком-то отдельном моменте военной истории, о каком-либо определенном сражении. Исторической правды здесь искать не стоит. Как говорит сам Михалков, его картина - это фольклорная сказка, и воспринимать ее, пожалуй, действительно стоит, исходя из этого посыла.

    Жили-были Митя, Маруся и Котов, умирали они и воскресали, и ничто не могло их сбить с намеченного пути. К середине "Цитадели" они практически возвращаются на круги своя, к той же ситуации, что была и в первой части, с небольшим "отклонением от орбиты".

    Мирной жизни в картине больше, нежели военного повествования. В кадре появляется дача Котова, и снова Маруся, Митя и Котов разыгрывают любовную драму в привычных обстоятельствах: вокруг те же приживалки-родственники, есть и прямые цитаты из первой части киноэпопеи, и в какой-то момент появляется ощущение, будто актеры играют уже виденный ранее, семь лет назад спектакль.

    Воины Вермахта в фильме не персонифицированы. Есть только два личностных персонажа, да и те - тоже часть сказки. Котов получает секретное поручение от Сталина сформировать "Черную бригаду", отряд из смертников, которым с дубинами предстоит идти на штурм Цитадели. Бой советских войск с немецкой армией в картине сводится к тому, "как наши дубинами немцев замахали". А тем не помогла ни выучка, ни превосходство в вооружении. Но именно эта сцена вызвала в зале наибольший восторг.

    Как и "Предстояние", "Цитадель" - густонаселенная картина. В ней 190 актерских работ. И наверняка каждый зритель найдет для себя запоминающийся эпизод. Например, небольшая роль Инны Чуриковой, сыгравшей старушку, единственную выжившую в сгоревшей деревне. Она приютила немецкого покалеченного солдата, усыновила его и готова умереть, защищая его от воинов советской армии.

    Как и в первых "Утомленных солнцем", в "Цитадели" одной из самых сильных сцен фильма получилась совместная работа Никиты Михалкова и Нади. Их встреча происходит на минном поле, герои замирают на одной из противопехотных мин, едва пошевелишься - и конец всему. Накал страстей и правда чувств здесь неподдельные.

    Обострилось и противостояние Котова и Мити (Олег Меньшиков). Эти антагонисты по ходу фильма несколько раз меняются местами, то один одерживает верх, то другой. Есть и хорошо сыгранная сцена встречи Котова и Мити в атаке на Цитадель, когда становится понятно, чего каждый из героев стоит в по-настоящему напряженной, экстремальной ситуации.

    Прямая речь

    Чтобы предвосхитить возможные претензии по поводу исторической правды кинофильма, Никита Михалков и творческая группа картины еще накануне премьеры выступили с обращением к зрителям в Интернете.

    Никита Михалков:

    - Фильм "Предстояние" был многим непонятен, потому что он не был внутренне расшифрован. Если бы мы выпускали обе картины сразу, то вопросов возникло бы меньше. Надеюсь, что, когда на телевидении будут идти все 13 серий, подготовленные для телефильма, это будет более цельное, развернутое и чувственно понятное произведение.

    Картина "Цитадель" расшифровывает и раскручивает все те пружины, которые были в "Предстоянии". Очень важно понимать - это не историческое документальное кино. Это кино, в котором существует правда характеров, правда ситуаций, но не нужно искать в этом фильме исторической и географической правды. Это очень фольклорная картина. Это картина-сказка. Если "Предстояние" - это метафизика разрушения, когда мы видим жизнь, а рядом - смерть. Когда мы видим солнечный день, а через десять минут сжигают сотни человек, идет баржа, везут пионеров, и ничто не предвещает беды, но - одна ошибка, один щелчок пальцем, и все превращается в трагедию. И так - по всей картине. То "Цитадель" - это зеркальное отражение. Это смерть и рядом жизнь. Это кино о любви. Это фильм о надежде. Фильм о чуде, которое всегда рядом. Нужно именно на фольклорном уровне ощутить, что все в жизни и в фильме связано вместе.

    Сергей Маковецкий:

    - Это большое повествование: "Предстояние" и потом - "Цитадель". Когда мы видим вторую часть фильма, мы понимаем, что происходит со всеми героями. Непонимание у многих вызвала именно незавершенность "Предстояния", когда мы начали рассказывать и вдруг хлопнули дверью. А дальше что? В "Цитадели" все герои наконец-то получают развитие. Мы видим историю Котова, Мити, историю моего персонажа, который уже будет майором, историю семьи Котова, его родственников, и все завершится, когда наши танки пойдут на Запад. В картине очень много образов, ассоциаций, которые у меня как у зрителя будоражат фантазию, заставляют меня сопереживать.

    Олег Меньшиков:

    - Мне очень понравился сценарий. Это было самостоятельное произведение искусства. Большое кино по накалу страстей. Я привык очень доверять Михалкову, даже если я внутренне с чем-то не согласен, я уже не пытаюсь понять или переубеждать его. Я ему верю на 98 процентов, и если мне что-то неудобно, а он этого добивается, значит, для чего-то ему это нужно.

    Надя Михалкова:

    - Во второй части моя героиня глухонемая. Мне приходилось научиться понимать, как ведут себя люди, когда они не могут говорить, насколько жестче и точнее у них движения. Для подготовки к роли я ходила в госпиталь Бурденко, где меня учили перевязывать, делать уколы. Папа хотел, чтобы я ампулы научилась открывать одной рукой. Это была его идея фикс. Дома я полночи училась, поранилась, вся комната была в ампулах.

    Поделиться