05.05.2011 12:50
Поделиться

В прокат вышел фильм Сергея Осипьяна "Парень с Марса"

Картину "Парень с Марса" можно будет увидеть в кинотеатрах с 5 мая. Однако она вряд ли для тех, кто в апреле начал отмечать дату - 50-летие полета первого человека в космос. Да и к ветеранам и военным праздникам отношения она не имеет. Разве что старшее поколение ее посмотрит,  ужаснется правде современной жизни, и снова подумает:  за что боролись?

Фильм для молодых - для тех, кто, как и его режиссер Сергей Осипьян, пытается как-то осмыслить современную реальность. Более того, он для тех, кто задается вопросом: почему в  рекламных проспектах, сериалах и глянцевых журналах сегодняшняя российская жизнь одна, а на самом деле она - совсем другая.  Фильм для тех, кто спрашивает себя - а можно ли заставить думать офисный планктон? И для тех, кто наблюдает за процессом выживания среднего класса в нашей стране вот уже последние лет десять.

Итак, в одном одинаковом-одинаковом городе на одинаковом-одинаковом заводе, производящем батончики "MarZ",  работают  одинаковые-одинаковые молодые люди, простите, менеджеры, которые живут  в одинаковых квартирах и передвигаются на одинаковых машинах. Сюр? Оруэлл? "Чарли и шоколадная фабрика" специально для России? Того, кто прочитав название, всерьез подумал о том, что Марс - это планета, разочаровывать не будем - да. Планета потребления.

Главный герой на этой планете - простой "менагер" (русская простонародная транскрипция слова "менеджер") - Петр Стариков (актер Сергей Аброскин). Его мир такого же красного цвета, как и завод, на котором он работает, машина на которой он ездит, и квартира, в которой он живет. И нет у него ближе и роднее занятия, чем собирать красные крышечки из под "Кока-колы" в надежде выиграть самокат (тоже красный?). Топ-менеджер батончикового завода - экспат, иностранец, приехавший в Россию, замечает Старикова, благодаря тому, что не успел еще Петр стать винтиком в системе, не разучился думать и фантазировать, и повышает его в должности. Дает ему торжественное поручение - разработать рекламную компанию  нового для российского рынка американского продукта - шоколадного батончика "Red Rider", что в переводе означает "Красный всадник".

И было бы все у Петра хорошо,  и не вышел бы он за рамки среднеклассного менеджера, но почему-то, глядя на лицо Старикова, понимаешь сразу: такая жизнь не для него. Не для простого русского парня. Подтверждение догадки не заставляет себя ждать. С завода "MarZ" с треском вылетает упаковщик Коля (Артем Ткаченко). Автомеханик от природы, он тоже не видит себя в роли винтика. Любовь Коли к машинам проявляется  в том, что, после увольнения он с ходу угоняет первую попавшуюся. Стоит ли объяснять, что это был красный "Форд Фокус" "менагера" Старикова, за который тот только-только выплатил кредит?

С приходом Петра в милицию (в фильме она еще не называется "полиция") становится ясно, что существует в окружающем мире другая, малознакомая "офисному планктону", жизнь. В ней нет нормальных ксероксов и принтеров, зато есть кавказцы и гастарбайтеры, а также плохооткормленые уставшие милиционеры, которые страдают, например, от того, что не могут в конце смены позволить принять себе горячий душ. Символом альтернативной среднему классу официальной жизни является сотрудник ДПС с говорящей фамилией "Кузык" (Игорь Черневич). А символом альтернативной, но неофициальной, с которой Стариков тоже знакомится, благодаря встреченному в милиции кавказцу Батону - Бумбокс  - владелец  автосервиса "Красная гончая". Автосервис не выпадает из общего цветового решения картины. У криминального элемента даже волосы красно-рыжего цвета. И в момент, когда Стариков приходит в автосервис,  Бумбокс (Игорь Яцко) как раз их красит, и "кровавые" потоки  заливают его неблагородное лицо.

Вместо того, чтобы проводить один мозговой штурм за другим в процессе разработки концепции продвижения новой шоколадки, Стариков мечется по незнакомому ему пространству: между "ментами" и бандитами. При этом совсем не понимает правила игры. Его запугивают, бьют, вымогают честно заработанные доллары, арестовывают, корежат угнанную машину... А он все не может понять, на какой планете очутился. Спасти его не в состоянии даже преданная ему подруга-ассистентка Лиза Прялкина (Ксения Кутепова). Запутавшись в разных "вселенных", Стариков (как же хочется назвать его Ванечкой по аналогии с героями русских народных сказок), проваливает "шоколадное" задание, лишается машины, бонусов, а о "Кока-коле" даже не вспоминает.

"Нет больше "Красного всадника", -  избитый и измученный с патетикой в голосе, произносит он эту фразу боссу-экспату. Так происходит жестокое столкновение российского "офисного планктона" с действительностью. Как бы изолировать эти два мира друг от друга? Возможно, это могло бы помочь решить проблему, о которой КРАСНОречиво рассказал Сергей Осипьян. Или сделать так, чтобы правоохранительные органы работали столь же продумано, как и иностранные заводы по производству шоколадных батончиков?

Фильм "Парень с Марса" будет идти в кинотеатрах до июня включительно. Планируется показать его на двух фестивалях - "Зеркало" и "Кинотавр". Когда соберетесь на просмотр, не покупайте, пожалуйста, ни поп-корн, ни тем более шоколадные батончики. Во-первых, герои фильма их сами не едят. А когда их заставляют попробовать, честно говорят, что это - гадость. А во-вторых, фильм не располагает  к ним еще и  потому, что во время просмотра приходится думать. А мыслительный процесс не всегда стимулируется составляющими импортных шоколадок, хотя именно этому нас пытается научить реклама. Иногда этому способствует и само кино.