Если 9 Мая во всех городах Украины чтили память погибших героев, то во Львове участники Великой Отечественной оказались один на один с толпой националистически настроенных юнцов.
Местная власть не удержала ситуацию под контролем, и дело закончилось уличными потасовками и столкновениями с милицией.
"РГ" попыталась разобраться в том, что же на самом деле произошло во Львове 9 Мая.
Во Львове, где ультраправое движение "Свобода" имеет большинство в городском и областном парламентах, они и "протолкнули" постановление о запрете использования "советской символики" в торжествах 9 Мая.
Подобные постановления на местном уровне принимались и в прошлом, но до безобразных сцен ситуация ни разу не доходила. Детонатором стало намерение одесской партии "Родина", исповедующей крайне левую идеологию, и не меньше, чем "Свобода", известную своими "силовыми" акциями, приехать во Львов и передать 30-метровое Знамя Победы местным ветеранам. Националисты с публичных площадок и в интернет-форумах пообещали одесситам "достойную встречу".
Предчувствуя провокации, губернатор области Михал Цимбалюк через апелляционный суд инициировал запрет любых массовых акций в День Победы, кроме возложения венков официальными делегациями. Однако с утра 9 Мая несколько тысяч молодчиков "Свободы" окружили Холм Славы, пытаясь помешать доступу людей к мемориалу. Они выкрикивали оскорбительные лозунги, пытались сорвать Георгиевские ленточки с пришедших ветеранов и простых горожан, били стекла в автобусах и даже пытались их опрокинуть. Дошло до того, что мэра города Андрея Садового ударили букетом цветов по лицу, а у Генерального консула России во Львове Олега Астахова фашиствующие подростки отобрали и тут же растоптали венок. Оскорблениям и унижениям подвергался любой, кто в этот день решил почтить память павших. Фактически все львовяне, ветераны, их дети и внуки, стали заложниками агрессивной толпы, желавшей только драки.
Драку они в конце концов получили. Пусть и с опозданием, но к Холму Славы прибыл милицейский спецназ "Беркут", попытавшийся обуздать страсти. В бойцов ОМОНа полетели камни, бутылки дымовые шашки. Вакханалия закончилась вечером сожжением "трофейных" красных флагов.
События во Львове вызвали возмущение в России. Официальный представитель МИД России Александр Лукашевич по этому поводу заявил: "Налицо грубое попрание базовых норм в области прав человека, в том числе вытекающих из Европейской конвенции по правам человека. Рассчитываем, что украинские власти будут неукоснительно соблюдать соответствующие международные обязательства Украины в этой сфере. Надеемся, что мудрый украинский народ не позволит экстремистам нарушить созидательную деятельность современной Украины, нанести ущерб поступательному развитию плодотворного и взаимовыгодного российско-украинского сотрудничества". Адекватной реакции от украинских коллег потребовали и российские парламентарии.
Высшая украинская власть отреагировала на события во Львове только ближе к вечеру 10 мая. "И ультралевые, и ультраправые, принимавшие участие в провокациях, которые были устроены ради поднятия политического рейтинга, - это всё политический отстой. Виноваты обе стороны, политические маргиналы", - заявила советник президента Януковича Анна Герман. Фактически еще ничего не сказал по поводу произошедшего сам Виктор Янукович. Его реакция ограничилась коротким пресс-релизом на официальном сайте, где Генеральному прокурору Украины Виктору Пшонке "предлагается создать рабочую группу для изучения событий и правовой оценки выявленных фактов".
В замешательстве находится и Верховная рада, не принявшая никаких заявлений и решений.
Единственным парламентарием, предложившим наказать зачинщиков беспорядков из львовской "Свободы" стал Вадим Колесниченко. "Я предложил коллегам запретить деятельность ультранационалистов. Считаю, что эти выродки просто дискредитируют страну и перечеркивают все то созидательное, что было достигнуто Украиной как в отношениях с Россией, так и с Европой. Жаль, что сегодня меня не поддержало большинство", - заявил Колесниченко "РГ".
Галина Панько, ветеран Великой Отечественной войны, медсестра:
- Мы с дочкой 9 Мая с утра решили пойти на Холм Славы, возложить венки к могилам, встретиться с такими же, как я, ветеранами. Потому что немного нас во Львове осталось, однополчан вообще нет. Конечно, у нас здесь больше чтят ветеранов УПА, и власть местная, и молодежь. Но как-то за годы все смирились уже, привыкли по одним же улицам ходим. А тут пришли - все огорожено, милиция никого не пускает, мальчишки в масках кричат такое, что и повторить не берусь. Но только кричат, стариков не трогают. Вот тех, кто помладше, да еще с Георгиевскими ленточками, тех толкали, пытались ленты сорвать. Милиция стоит, делает вид, что ничего не происходит, следит только, чтобы до драки не дошло. Постояли с полчаса, послушали, видели, как каких-то начальников с венками за оцепление пропустили, и пошли вслед за ними. Пока шли через оцепление, много чего наслушались. Будто пленные фашисты шли под охраной. Горько это все.
Я потом, уже на следующий день, с новым букетом пришла спокойно, чтобы никто не мешал: ни милиция, ни хулиганы эти. Не было раньше во Львове такого.