Завершается работа над "Стратегией социально-экономического развития России до 2020 года". Основная ее цель - переход страны от сырьевой экономики к инновационной. Готовы ли участвовать в этом процессе отечественные финансовые организации? Об этом корреспондент "РГ" беседует с президентом ОАО "Московский индустриальный банк" Абубакаром Арсамаковым.
Российская газета: Абубакар Алазович, участвует ли МИнБ в реализации крупных промышленных проектов?
Абубакар Арсамаков: Как преемник Промстройбанка СССР наш банк традиционно финансирует многие отрасли отечественной промышленности. Мы инвестируем в крупные проекты в сфере машиностроения, ВПК, химической промышленности, строительства, сельского хозяйства. МИнБ обслуживает более 70 тысяч промышленных предприятий. Мы всегда делали ставку на поддержку реального сектора производства. Наши эксперты хорошо знают состояние отечественной промышленности, что позволяет банку проводить выгодную кредитную политику. Деньги наших вкладчиков не только приносят им доход, но и способствуют развитию экономики страны.
РГ: Сейчас успешнее всего перевооружаются предприятия нефтяной и металлургической отрасли, химической промышленности, трубопроводного транспорта. Почему?
Арсамаков: Эти отрасли имеют высокий экспортный потенциал и хорошие рынки сбыта. Однако сейчас наблюдается оживление и в других отраслях экономики. Наши эксперты постоянно ищут высокотехнологичные проекты. Например, в Астрахани финансируем завод по производству несъемной опалубки из цементно-стружечных плит. Это австрийская технология, позволяющая значительно удешевить строительство жилья. Полностью готовые стены, но без бетонной заливки, рентабельно возить и собирать дома на расстоянии в сотни километров от сборочного завода. Уже сегодня можно производить конструкции для 200 тыс. кв. метров экономичного жилья. Мы собираемся инвестировать свои средства в строительство таких заводов в Ставропольском крае, в Воронеже и в Подмосковье. Общая их мощность - 1 млн кв. метров жилья в год, а объем инвестиций более 3 млрд рублей.
Активно модернизируется, в том числе и с нашим финансовым участием, сельское хозяйство. Банк ведет 17 крупных проектов, нацеленных на повышение эффективности растениеводства, животноводства, создание базы хранения и переработки продукции. Приведу лишь пару примеров. В Орловской области мы финансируем выращивание рапса, строим по немецкой технологии завод по переработке 100 тыс. тонн в год рапсового масла, которое идет на производство биотоплива. В Ростовской области в поселке Веселый уже выведен на полную мощность завод по переработке 300 тонн в сутки семян подсолнечника и строится аналогичный завод в станице Мальчевская.
Оба предприятия используют самую современную импортную безотходную технологию, позволяющую производить экологически чистые продукты питания. Все идет в дело: жмых используется в качестве корма для птицеводческих, животноводческих и рыбоводческих хозяйств, шелуха подсолнечника - как топливо для котельных. В последнее время мы стали осваивать новые для себя отрасли. Активно сотрудничаем с "Роснано". Поддерживаем работы по производству нанофильтров, остро необходимых в целом ряде отраслей, в том числе и в медицине.
РГ: Наша экономика постепенно выходит из мирового финансово-экономического кризиса. Как чувствует себя сегодня Московский индустриальный банк?
Арсамаков: Минувший кризис для нас не первый. Мы закалились, научились защищать себя и своих клиентов. Сегодня банк обладает достаточно устойчивой клиентской базой. За прошлый год объем вкладов физических лиц вырос на 57% - это значительно больше, чем по российской банковской системе в целом. Кредитный портфель увеличился на 30%. Что также больше, чем в среднем по стране. Сегодня мы входим в тридцатку крупнейших банков России.
РГ: Чем объяснить такой рост?
Арсамаков: У нас широкая филиальная сеть в разных регионах страны, что позволяет привлекать новых клиентов. С некоторыми клиентами работаем десятилетиями, есть партнеры еще с довоенного периода. Очень важно, на мой взгляд, и то, что МИнБ, зная технологический цикл своих клиентов, 0избегает излишних кредитных рисков, обеспечивая тем самым надежность вкладов. У многих наших конкурентов нет такого преимущества. Большим достижением считаю и тот факт, что по итогам прошлого года МИнБ получил более 1 млрд рублей прибыли. Это заслуженная награда, особенно если учесть, что заработали мы ее в очень непростой период. Как вы помните, в 2009 году процентный риск банков значительно вырос. Наступил период, когда после острой фазы кризиса ставки по кредитам постепенно начали сокращаться, а по депозитам оставались на прежнем уровне.
РГ: Готов ли ваш банк участвовать в энергосберегающих программах?
Арсамаков: Банк-то готов, но пока мы не видим активных движений со стороны клиентуры. Однако я уверен, что очень скоро спрос на кредитование энергоэффективных технологий существенно возрастет. И для предприятий, которые у нас кредитуются, этот фактор начинает иметь все большое значение - тарифы на электрическую и тепловую энергию стремительно растут.
РГ: От чего зависят сроки погашения кредитов?
Арсамаков: От проектов. Предприятие должно четко представлять, сколько времени ему потребуется на модернизацию производства и когда оно сможет получить прибыль, чтобы расплачиваться по счетам. Вот недавно к нам во Владимирской области обратился наш клиент "Электрокабель" с просьбой профинансировать закупку современного оборудования за рубежом для производства нового вида кабеля. Планируем предоставить заемщику кредит на 7 лет. Этого времени достаточно, чтобы предприятие смогло начать получать прибыль.
РГ: А как насчет рисков?
Арсамаков: "Электрокабель" - проверенный клиент, у него давняя положительная кредитная история. К тому же длинные кредиты обладают высокой надежностью. Опасно взять кредит в иностранной валюте на полгода и попасть в какой-нибудь кратковременный финансовый провал. А когда кредит выдается на 5 и более лет, то даже валютные кредиты не несут большого риска - инфляция помогает их преодолеть.
В целом могу сказать, что мы работаем с разными отраслями и в каждой из них заложен мощный экономический резерв. Возьмем строительную отрасль. Не так давно мы осуществили первый этап проекта "Волгоград-сити". Здание бизнес-центра, строительство которого осуществлялось при участии МИнБа, стало украшением Волгограда. Но это не просто красивое здание, но и инфраструктура, позволяющая вывести город на принципиально новый социальный уровень. Рядом с центром возводятся комплексы жилых домов. Мы финансируем строительство миллионов квадратных метров самого дешевого в России жилья в Астрахани, Ростове-на-Дону, Ярославле, Минеральных Водах и других регионах.
РГ: Вы кредитуете только крупные проекты?
Арсамаков: Не только. Например, недавно профинансировали строительство торгового центра в одном из подмосковных городов. Проект небольшой, но важный с социальной точки зрения. Мы осуществляем целую программу по кредитованию малого бизнеса.
РГ: Участвует ли банк в сочинских проектах?
Арсамаков: Конечно. И не только в Сочи, но и на острове Русский, что на Дальнем Востоке. Там идет подготовка к саммиту АСЕАН. Многие наши клиенты задействованы на обеих этих стройках. Кто-то строит здания и дороги, кто-то поставляет материалы и оборудование. И все при нашем непосредственном участии. Наши филиалы открыты в Сочи и других городах Краснодарского края. Что касается острова Русский, то на нем осуществляется уникальный проект. Он меньше известен, чем сочинские, но масштабы вложений в него впечатляют. Мы в значительной степени готовы снижать процентные ставки для наших клиентов, участвующих в этих программах.
РГ: В чем, на ваш взгляд, состоит миссия Московского индустриального банка?
Арсамаков: Всегда стараемся профинансировать целую технологическую цепочку - от создания нового предприятия до реализации его продукции. Это стратегическое направление работы банка, которое дает нам высокие конкурентные преимущества. Фактически мы инвестируем процесс высокотехнологичной индустриализации страны. В этом вижу государственную миссию Московского индустриального банка.
Одновременно мы создаем новые рабочие места, принимаем участие в реализации национальных проектов в сфере строительства, медицины, сельского хозяйства, образования. Тем самым мы вкладываем средства и в развитие социальной инфраструктуры страны, что создает условия стабильности, столь необходимой для динамичного развития России.