Юрий Богомолов: Алексей Воробьев "сдулся", едва выпорхнув из отечественного гнезда

Репертуар минувшей недели ознаменовался двумя сериалами - "Евровидение" и "Петр первый. Завещание". Специального упоминания заслуживает чемпионат мира по хоккею. Тоже ведь сериал. Возобновились петушиные бои на отведенных для них территориях - "НТВшники. Арена острых дискуссий" и "Поединок".

Надувательство

В обоих чемпионатах - как по хоккею, так и по попсе наши чудом проскочили в финал. В обоих случаях Россия была его недостойна, что и подтвердили лишний раз сами финалы.

Что касается хоккеистов, то пусть с их неудачами разбираются спортивные комментаторы. А вот вокально-танцевальный провал Алексея Воробьева в Дюссельдорфе не требует специальной экспертизы. Невооруженным взглядом было видно, насколько заурядными оказались и номер, и его исполнитель. И не в том беда, что наш попсовик-затейник Леша много хвастался, идучи на рать. И пришел к финишу 16-м. И почему-то чувствовал себя победителем. Не впервой ведь. Великий и несравненный Киркоров на том же, помнится, конкурсе довольствовался семнадцатым местом. А несравненная Франция опередила нас в этом году всего на одну строчку - она пятнадцатая.

Раздражает другое. Раздражает невменяемость наших попсовых топ-менеджеров. То ли по причине их профессиональной несостоятельности. То ли от того, что они слишком погрязли в коррупционной тине отечественного шоу-бизнеса.

Они слишком убеждены, что в шоу-бизнесе все и во всех случаях решают деньги и соответственно уровень раскрутки. Дайте, мол, нам модель с определенными параметрами и наружными данными, дайте небольшой мыльный пузырь, а дальше - наша работа.

Их "работа" обыкновенно состоит в надувании некоей оболочки пустотой, которая затем полируется до блеска, и запускается в медиапространство. По такому принципу работали на Первом канале "фабрики звезд" и наштамповали энное количество дрессированных моделей. Так надувался и победитель "евроконкурса" Дима Билан. Сейчас он потихоньку сдувается.

Леша Воробьев сдулся, едва выпорхнув из отечественного гнезда. Не очень ему помогло участие в развлекательных проектах Первого канала "Жестокие игры", "Ледниковый период". Накануне выступления в Дюссельдорфе он успел засветиться у Дмитрия Диброва в шоу-викторине "Кто хочет стать миллионером" и у Ивана Урганта в "Смаке".

Первый надувал эту оболочку, как мог. А что в осадке? Что осело в памяти народной от выступления российского конкурсанта? Сальто по ходу номера и матерное выражение на камеру - после него.

И все-таки мы пока со своим убогим шоу-бизнесом - в Европе. Той самой, право на вхождение в которую нам несколько веков назад обеспечил Петр Великий. Правда, не уверен, что он остался бы доволен итогами нынешнего "Евровидения". Скорее всего, прогневался бы. Это я так думаю, находясь под впечатлением от сериала Владимира Бортко "Петр Первый. Завещание".

Об одной метаморфозе

Петр Алексеевич (артист Александр Балуев) на протяжении почти всех четырех серий плохо себя чувствовал и то и дело валился в обморок. Однажды так занемог от болей в мочевом пузыре, что вынужден был обратиться за помощью к народному целителю. Тот царя в кипяток, а потом сильно хлестал его по спине, пока из царевых внутренностей не вывалился окровавленный камень. Петру Алексеевичу полегчало, но здоровье было вконец подорвано, что не могло не вызвать беспокойства со стороны двора не столько за жизнь царя, сколько за судьбу империи. Встала во весь рост проблема престолонаследия.

Сообразительный Алексашка Меньшиков (Сергей Маковецкий), приметив, что почувствовавший себя лучше царь положил глаз на юную княгиню Марию Кантемир (Елизавета Боярская), быстро организовал соитие. Девушка забеременела потенциальным царевичем. И еще не понятно, как бы повернулась история государства российского, кабы не супруга императора Катя (Ирина Розанова). Она сделала все, чтобы погубить младенца в зародыше. Петр отомстил, отрубив голову ее любовнику у нее на глазах. Сериал снят, как я понимаю, по мотивам сплетен и слухов, сопутствовавших царствованию монаршей особы.

Но персонажи этой исторической оперы не двухмерные, даже в чем-то сложные, противоречивые. Артисты стараются. Художники-оформители с костюмерами постарались, оператор не подвел... Сюжет, хотя и архивный, но при этом крайне злободневный. В кадре то и дело говорят о коррупции. То и дело казнят за нее. Одного повесили, другого царь хотел, было, в проруби утопить, да сжалился и ограничился купанием в ледяной воде.

Но главная актуальность в другом: почти все герои жутко озабочены судьбой и славой России. Ужасные нравы царили при дворе, но патриотизму было довольно. И даже через край. Только о нем и думали.

Юная княжна отдалась царю не из любви к пожилому императору, и не из страха перед его всесилием, а из понимания своей исторической миссии. Она сначала зачала ребенка, а уж потом больше жизни полюбила Петра Алексеевича.

Насколько поведанное исторически достоверно? Никому не рекомендую задаваться этим вопросом, поскольку им ни на йоту не были озабочены авторы.

Озабочены они были моралью, от которой почему-то повеяло непереносимой мертвечиной.

Как нарочно, воскресным утром Первый по случаю 120-летия Михаила Булгакова показал "Собачье сердце" того же Владимира Бортко. Блогосфера была смущена контрастом. Да это ж совсем другой режиссер, - удивлялись блогеры. А он - тот же самый, - настаиваю я. Просто он сменил концепцию.

Там, следуя за Булгаковым, Бортко стоял на стороне отдельного человека перед лицом всесильного Государства. И не только в "Собачьем сердце", но и в "Блондинке за углом", и в "Единожды солгав".

Здесь, напуганный жизнью, озлобленный на нее, ни о чем другом он не может мечтать, кроме как о всемогущем Государстве с деспотом во главе. А отдельный человек для него уже только разменная монета. Оттого и дохнуло неживым.

***

А о каком, собственно, завещании Петра идет в сериале речь? Неужто только о его указе зачислить младшего брата Марии Антиоха в военно-морское училище?

Финальные кадры раскрывают смысл заглавия. Мы видим Петра в гробу, который поднимают его соратники и выносят на плечах из Казанского собора; вступают на Невский, по которому едут современные машины, идут прохожие... Идут по пустой Дворцовой площади, выходят на набережную Невы, с которой открывается вид на Петропавловский собор, где герой сериала и найдет свой последний приют. Последний кадр, если я не ошибаюсь, мраморная плита, на которой выбито крупными буквами: "Петр Великий".

Это имя и есть завещание, оставленное потомкам кинорежиссером Владимиром Бортко.

...По этой же схеме, думаю, можно снять фильм-завещание Сталина.