Вузы готовят не тех инженеров, которых ждут на производстве, - такой неутешительный вывод прозвучал на парламентских слушаниях в Госдуме, которые были посвящены инженерному образованию.
Сейчас инженеров готовят 555 вузов, каждый год они выпускают около 200 000 специалистов. Но в очередь за ними никто не стоит. Причин - множество: плохие программы, разработанные без учета мнения работодателей, устаревшее оборудование, отсутствие интереса к своей работе у вузовских педагогов, получающих копейки.
Анализ показывает: из года в год на инженерные специальности поступают в основном слабые абитуриенты, с тройками на ЕГЭ по математике и физике. Из-за чего некоторые эксперты предлагают сократить прием, чтобы не пополнять вузы троечниками и не выпускать слабых инженеров.
Президент МГТУ им. Баумана Игорь Федоров с этим категорически не согласен:
- Связь между качеством приема и выпуска, конечно, есть, но она неоднозначна - здесь очень многое зависит от вуза. С таким подходом, последовательно сокращая прием, мы можем вообще свести к нулю выпуск инженеров. Нужны другие подходы по обеспечению притока хорошо подготовленных абитуриентов. Одним из них являются олимпиады школьников.
Еще одна мера - целевой прием. Но он пока не получил большого развития из-за низкой активности предприятий и законодательных сложностей с взаимными обязательствами. Допустим, предприятие направляет на учебу абитуриента. Тот поступает с определенными льготами. И даже, возможно, получает от предприятия стипендию. А потом на место работы не возвращается. Заставить отработать положенное время или наказать за нарушение взаимных обязательств трудно. Юридически этот вопрос не проработан. Самая действенная мера привлечь хорошего выпускника - социальные гарантии. Например, некоторые металлургические предприятия в Сибири не только доплачивают к студенческой стипендии по 10-15 тысяч рублей, но и предоставляют молодым специалистам жилье, что многих привлекает.
Работодатели обвиняют вузы в том, что выпускники не "заточены" под конкретное производство. Не все ректоры с этим согласны. Инженеры нужны не только на фабриках и заводах, но и в КБ, НИИ, на высокотехнологичном производстве, где без фундаментальных знаний не обойтись. Не утихают споры о бакалавриате и магистратуре по инженерным специальностям.
Тот же Игорь Федоров из МГТУ - за специалитет. А вот ректор МИФИ Михаил Стриханов предлагает 5-летний бакалавриат. По его мнению, за четыре года невозможно подготовить хорошего инженера. Физику в школах преподают крайне плохо, и в МИФИ целый семестр первокурсников дотягивают до нужного уровня, пояснил Стриханов. Так что из 4-летнего бакалавриата полгода уйдет только на это доучивание. Не вписываются в двухуровневую систему нанотехнологии. Опыт некоторых крупных вузов показывает: бакалавры-нанотехнологи никому не нужны.
Евгений Файн, доцент физического факультета ЮФУ, где создана кафедра нанотехнологий, рассказал, что почти все выпускники бакалавриата решили продолжить обучение:
- Нанотехнолог - инженер с хорошим фундаментальным образованием, это,
по меньшей мере, пять лет обучения. Я категорически не согласен с теми. кто говорит, что наши вузы готовят слабых инженеров. Наши выпускники суперконкурентны, они востребованы в Европе и Китае. Вы мне покажите российскую промышленную компанию, которая сумела бы предоставить такую же работу, какую предлагают нашим выпускникам-физикам в Германии.
Техническим вузам ставят в вину, что процент диссертаций у них не превышает 25-35, в то время как на гуманитарных дисциплинах он доходит до 80.
- Трудно винить в низких показателях вуз. Диссертации по техническим специальностям требуют большого объема экспериментальной работы, проведения эксперимента и обработки его итогов, внедрения результатов диссертации в промышленность. На это уходит значительная часть времени и средств, - подчеркивает Игорь Федоров.
С ним согласен и Нобелевский лауреат Жорес Алферов, который в свое время одним из первых заговорил о том, что срок обучения в аспирантуре, особенно по таким специальностям, как нанотехнология, должен быть увеличен. Сейчас, к слову, закон допускает возможность продлить обучение на год - по техническим и естественным направлениям.
Особый разговор - низкая зарплата вузовских преподавателей. В Туле, например, кандидат наук, педагог со стажем зарабатывает около 8-9 тысяч рублей, в Новокузнецке доцент ведущей кафедры Сибирского государственного индустриального университета - 13-14 тысяч, доктор наук - не больше 18 тысяч. В Москве профессор МАТИ получает 19 тысяч рублей, профессор МИРЭА - 20,5 тысячи.
Ректор одного из технических университетов рассказал на условиях анонимности, как решил кадровый вопрос:
- Пригласил работодателей и объяснил им: либо вы переманиваете молодежь из вуза и завтра остаетесь вообще без квалифицированных выпускников, либо доплачивайте преподавателям из своего кармана. Никаких условий не ставил: пусть кидают на карточку, передают в конверте или посылают по почте. И это правило работает.
Владимир Васильев, ректор СПбГУ ИТМО:
- Меня волнуют два момента: жесткая регламентация министерства и требования рынка, под который вузы должны подстраиваться. Хотелось бы, чтобы в новом законе "Об образовании", над которым сейчас идет работа, были четко прописаны права, обязанности вузов и социальные гарантии педагогам. В частности IT - технологии должны преподавать специалисты не старше 40 лет. И молодежь надо удерживать в вузах. Мои студенты активно участвуют в программах по расшифровке генома, я даже считаю, что они написали лучшую программу в мире по расшифровке генома. При этом вуз не готовит биологов, хотя ясно, что биоинформатика имеет блестящие перспективы, и надо идти именно в этом направлении. С 1998 года мы не можем получить разрешение минобрнауки на открытие новой специальности.
Какую зарплату предлагают инженерам:
- инженер-прораб - от 30 до 100 000 рублей;
- сервисный инженер - от 80 000 рублей;
- инженер связи - от 45 000 рублей;
- инженер-химик - от 40 000 рублей;
- инженер-конструктор (коммунальные машины) -
от 30 000 рублей.
Больше всего инженеры востребованы в:
- строительстве и благоустройстве;
- IT, телекоммуникациях, связи;
- промышленности, на производстве.