18.05.2011 23:40
Поделиться

В ближайшие годы рост экономики будет ограничен четырьмя процентами в год

Всего за два месяца, прошедших с момента публикации нашумевшего доклада Института современного развития (ИНСОР) "Обретение будущего. Стратегия 2012", документ собрал в блогосфере более двух миллионов кликов. Вчера он обсуждался на большой конференции ИНСОРа, в которой приняли участие не только сами разработчики доклада, но и их оппоненты.

На классические вопросы, кто виноват и что делать, ответы получены, теперь осталось найти ответ на самый сложный вопрос, как именно это делать. Об этом сообщил председатель правления организации Игорь Юргенс.

Скорее всего, пояснил "РГ" советник ИНСОРа Никита Масленников, эксперты сосредоточатся на подготовке к парламентским выборам менее объемных документов, которые будут касаться конкретных направлений и расшифровки посылов, указанных в докладе. Заметим, что во время обсуждения доклада на экспертных площадках и в прессе ИНСОР нередко упрекали в излишних политических амбициях. Некоторые политологи предполагали, что в документе есть попытка противопоставить команды президента и премьера. Однако, как выяснилось вчера в ходе конференции, большая часть профессионального экспертного сообщества считает эти страсти по крайней мере преувеличенными.

Наработки ИНСОРа могут быть полезны при подготовке стратегии 2020, убежден и президент Института национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан. Над ней, напомним, трудятся по заданию премьера экспертные группы. Но они будут представлять не готовые рекомендации, а лишь набор сценариев по различным направлениям. А выбирать из них наиболее приемлемые станет правительство, поясняет Аузан. Научный руководитель НИУ Высшая школа экономики Евгений Ясин заступился за коллег из ИНСОРа по поводу того, что их доклад получился слишком радикальным. Документ умеренный, и даже если мы сделаем все то, что написано в докладе, еще неизвестно, будет ли достигнут желаемый результат, заметил Ясин.

Результат должен заключаться в прорыве страны к новой модели экономического роста, широкой модернизации. И эксперты из группы 2020 считают более чем оправданным внимание, которое уделяет ИНСОР вопросам правовой и политической системы. В свое время драма так называемой программы Грефа была именно в том, что из нее "вычистили" раздел по судебной системе, говорит Аузан. Но как можно вести речь о макроэкономике, устойчивости бюджета, не принимая во внимание военный бюджет, рассуждать о развитии конкуренции без реформы судебной системы, недоумевает он. Мы не можем определить новый облик экономического роста, не затрагивая эти проблемы, соглашается Ясин. Чтобы мобилизовать новые источники экономики, надо задействовать активность бизнеса, привлечь в него новые силы, считает эксперт. И это не просто благие пожелания. Проблема в том, что на протяжении многих лет возможности роста экономики будут ограничены в среднем четырьмя процентами в год, подсчитал Ясин. Есть, правда, и более оптимистические оценки, а высокие правительственные чиновники заявляли о необходимости достижения более высоких темпов роста. Без этого, говорил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, Россия не сделает модернизационного рывка. Но при докризисном росте экономики более семи процентов в год на 2,2 процента это было обеспечено ростом трудовых ресурсов, объясняет Ясин. А в течение ближайших десяти лет они, наоборот, будут сокращаться - в среднем на один процент ежегодно. Так что этот источник работать больше не будет.

В начале этого года, напомним, чиновники и эксперты с тревогой заговорили также о том, что не срабатывает и такой прежде мощный ускоритель экономики, как нефтегазовый фактор. Цены на нефть растут, а экономика топчется на месте. Сегодня нам впору говорить не о "нефтегазовом проклятье", а о проклятье регулятивной среды, объясняет этот феномен Масленников. Именно отсутствие хорошо работающих институтов и является сегодня главным тормозом экономического роста. Впрочем, шансы на модернизацию есть, считает Аузан. Стимулом к совершенствованию институциональной среды должен стать Таможенный союз, реформы подтолкнут вступление России в ВТО, надеется этот эксперт. Но пока это только шансы, которые еще надо реализовать.