В Смоленске открылась новая художественная галерея

В Международный день музеев, в Смоленске появился собственный эрмитаж (ermitage - в переводе с французского "келья", "жилье отшельника", "уединенный уголок"). Длившаяся около 20 лет реконструкция трехэтажного здания бывшего Александровского реального училища, построенного в 1877 году, позволила городу обзавестись собственной художественной галереей, а Смоленскому государственному музею-заповеднику - дала возможность выставить около 500 наиболее ценных произведений искусства из его обширной коллекции живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

Старинное здание на улице Коммунистической, 4 в советское время занимал строительный техникум, а когда в 80-х годах учебное заведение справило новоселье, там - в полном соответствии с духом времени - разместился Дом молодежи. В начале 90-х годов здание было передано музею-заповеднику, и с тех пор никто из непосвященных не имел ни малейшего понятия о том, что происходило за его стенами. Изменилось все! Появились широкие проходы, убраны лишние перегородки. Все это далось нелегко, и представить реальный объем выполненных работ просто невозможно. По словам сотрудников музея-заповедника, в свое время здание и строилось-то с трудом: финансированием занималось земское управление, средства выделялись благотворительными организациями и частными лицами, было много претензий к качеству работ, и в здании практически нет помещений, где все четыре угла находились бы на одном уровне. В годы Великой Отечественной войны в него попала бомба, и восстановлением занимались женщины и дети, не имея цемента и кирпича, подыскивая подходящие стройматериалы на руинах разрушенного города.

Самой большой потерей оказалось разрушение замечательной чугунной лестницы. Восстановить ее в советское время удалось только частично, заменив поврежденные части подручными материалами, и всерьез за эту работу взялись только с началом реконструкции. По словам заместителя директора музея-заповедника Надежды Волосенковой, восстановление этой уникальной лестницы стало чуть ли не самой сложной, трудоемкой и затратной задачей из всех, что решались в здании в течение двух последних десятилетий. Остается только гадать, как ей удалось убедить чиновников в необходимости заниматься этим делом - один вице-губернатор на полном серьезе предлагал заказать обычную железобетонную конструкцию,  вроде тех, что устанавливаются в многоэтажках, и не забивать себе голову ерундой.   

- Лестница состоит из самой площадки ступеньки и фигурного подступёнка, многие ее части были просто разрушены, и у нас не было никакого представления о том, как ее восстанавливать, - рассказала директор музея-заповедника. - Нужных специалистов удалось найти в Брянске. Сначала необходимо было полностью разобрать лестницу, вырезать из дерева модели этих деталей, провести спектральный анализ материала лестницы, подобрать нужный состав чугуна, найти подходящее предприятие. Оказалось, что ни на одном смоленском заводе не в состоянии отлить детали такой длины, для этого необходимо делать специальные формы и перестраивать производство. И ведь отлить - это было еще полдела, лестницу нужно было еще и собрать, а сейчас никто этого не умеет! Все детали подгонялись вручную, чтобы не сверлить лишний раз, не делать в деталях лишних дырок… Просто не верится, что мы справились со всей этой работой.

Художественная галерея действительно поразила всех пришедших на ее открытие - и великолепием внутреннего убранства здания, и, главное, той коллекцией, которая здесь выставлена. Оказывается, в Смоленске хранятся работы Шишкина, Айвазовского, Поленова, Сурикова, Бенуа, Куинджи, Кустодиева, Васнецова! Беспрецедентным для провинциального художественного музея является владение работами Жюля Жака Вейрасса и Франциско Сурбарана, а работы главных женщин русского художественного авангарда Любови Поповой "Дама с гитарой" и Натальи Гончаровой "Свертки и каменная баба" представляли Смоленск на всех континентах - их постоянно выпрашивают у смоленских музейщиков для выставок на Западе.

- Это классическая экспозиция художественного музея, - говорит Надежда Волосенкова. - Второй этаж занимают залы древнерусского изобразительного искусства - начиная с иконописи, потом XVIII, XIX век, рубеж XIX и XX веков, на третьем этаже - XX век: советские художники и скульпторы, в числе которых, конечно, будут представлены и смоляне. Кроме того, в центральном зале на третьем этаже разместится наиболее красочная экспозиция западноевропейского искусства.

Смоленск обрел не только новый художественный общедоступный музей (стоимость билета в художественную галерею составит 50 рублей). В здании оборудован современный лекционный зал, позволяющий работать с молодежью привычными ей средствами, предусмотрена возможность проведения так называемых "выставок одной картины" и других эксклюзивных мероприятий подобного рода. Есть свои планы и у губернатора: Сергей Антуфьев заявил, что намерен проводить в главном зале церемонии награждения лучших выпускников школ золотыми медалями, отличившихся смолян - государственными наградами, чествования юбиляров и другие мероприятия, требующие торжественной обстановки.