Бизнес России предложил Европе компромисс в регулировании рынка газа

Надо переходить на новые механизмы регулирования европейского рынка газа. В противном случае он рискует потерять свою привлекательность для иностранных инвестиций, в том числе и российских.

К такому выводу пришли участники Международной конференции "Энергетический диалог Россия - ЕС: газовый аспект", которая вчера стартовала в Берлине. Правда, каждая сторона видит эти механизмы по-своему.

Речь снова шла о "Третьем энергопакете", который уже вступил в силу. Он предполагает разделение функций добычи, транспортировки, продажи и распределения энергоресурсов, напомнил вице-спикер Госдумы, президент Российского газового общества и модератор конференции Валерий Язев.

И подчеркнул, что это может привести к утрате интереса инвесторов к развитию энергетической инфраструктуры и, таким образом, ослабит европейскую энергетическую безопасность.

"Мы предлагаем еще одну модель "Третьего пакета". Она основана на концессионном принципе отношений инвестора и регулятора, - рассказал Язев. - И надо отменить экспроприацию основных энергетических инфраструктурных фондов у компаний-поставщиков". Концессионный механизм гарантировал бы возврат инвестиций с приемлемой прибылью.

Существует некое недопонимание позиций между российским бизнесом и регуляторами ЕС, пояснил свою позицию в интервью "РГ" глава генерального директората по вопросам энергетики Еврокомиссии Филипп Лоу. "Я на это смотрю проще, - сказал он. - То, что мы сегодня создаем в рамках Евросоюза, - это единый рынок с едиными правилами торговли. Например, если российские компании хотят продавать газ или электричество, скажем, в Португалию или Испанию, то они смогут в рамках "Третьего энергопакета" делать это без дополнительных инвестиций в инфраструктуру".

А гарантией возврата денег для российских инвесторов будут служить высокий спрос на газ в ЕС, покупательная способность потребителей и разумные цены на "голубое топливо".

"Тем не менее мы понимаем озабоченность российского бизнеса, которому нужен механизм, защищающий его инвестиции и позволяющий создавать дополнительные резервы мощностей. Уверен, что в скором будущем нужные механизмы будут выработаны на уровне межправкомиссии", - уточнил Лоу.

Однако, по мнению российской стороны, поспешно внедрив "Третий энергопакет", европейские регуляторы не в полной мере учли долгосрочные прогнозы. "Разница между максимальными и минимальными прогнозами по потреблению газа в Европе до 2020 года, лежащими в основе "Третьего энергопакета", и нашими газовыми стратегиями составляет 1,6 раза. По импорту - 1,8 раза, - рассказал в своем докладе замминистра энергетики РФ Анатолий Яновский. - К 2030 году прогнозы несколько сближаются, но по-прежнему с разбросом в 1,3-1,5 раза".

По мнению минэнерго, это приводит к неопределенности и по поставкам и, по инвестиционным планам.

Создаются дополнительные риски при строительстве мощных магистральных трубопроводов, например Северного и Южного потоков.