В попытке добиться отмены "ценза оседлости" петербуржец дошел до Верховного суда

Петербургское правительство регулярно отчитывается о том, как исправно  обеспечиваются квартирами ветераны, вставшие на жилищный учет. В то же время в городе есть очень много фронтовиков, которых власти отказываются принимать в расчет.

Метраж и боевые заслуги

Ветеран Великой Отечественной войны Василий Курятников переехал в Петербург к сыну из заброшенной деревушки в Тамбовской области после смерти жены, в 2007 году. Сейчас 84-летний инвалид II группы теснится в одиннадцатиметровой комнате бывшего общежития вместе с сыном, невесткой и двумя маленькими внуками. По всем параметрам он подпадает под определение нуждающегося в улучшении условий проживания, а как ветеран мог бы рассчитывать на первоочередное решение квартирного вопроса. Однако в Петербурге Василия Павловича ставить на жилищный учет отказываются.

Причина - местный закон "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в Санкт-Петербурге". Согласно ему, претендовать на жилье от города может только тот, кто прожил здесь не менее десяти лет. Метраж, боевые заслуги - не в счет. Сын Василия Курятникова Виктор не теряет надежды добиться если не отмены "ценза  оседлости" для всех ветеранов, то хотя бы исключения для своего отца. - Я ездил в Москву, в администрацию президента. Там сказали, что это незаконно: регион не вправе накладывать дополнительные ограничения на основания для предоставления социального жилья, перечисленные в статье 51 Жилищного кодекса РФ. То же самоемне заявили в министерстве регионального развития, - рассказывает Виктор Курятников.

Но петербургские чиновники все равно отказывались брать ветерана на учет, да еще и настолько не стеснялись в комментариях, что Виктор впервые порадовался тому, что болезни практически лишили отца слуха. Тогда Курятниковы решили сражаться за квартиру в суде и столкнулись с неожиданным препятствием. В Санкт-Петербургском городском суде отказались принять дело к рассмотрению, так что пришлось обращаться в Верховный суд РФ. Эта инстанция приняла сторону истца и отменила определение об отказе. Сейчас горсуд рассматривает дело Василия Курятникова. И хотя в том, что истцу удастся победить "ценз оседлости", есть сомнения, в его семье рады даже этой небольшой победе.

- Как минимум на данном этапе мы победили, - резюмирует Виктор Курятников. - Может быть, "ценз оседлости" в Петербурге и нужен, но не для ветеранов. Ведь их с каждым годом становится все меньше, и окончания десятилетнего срока смогут дождаться далеко не все.

"Ведь защищала-то она родину всю"

Сверстница Василия Курятникова Зинаида Алексеева считается петербурженкой  последние шесть лет. Большую часть жизни она провела в Псковской области. Будучи подростком, помогала партизанам, а когда их деревню дотла сожгли каратели, ушла в отряд до конца войны. Архивная справка подтверждает: "Алексеева Зинаида Семеновна была участницей партизанского движения 5-й Калининской партизанской бригады".

После Победы Зинаида Алексеева осталась на Псковщине и, наверное, никогда бы не покинула ветхий дом, если б не подвело здоровье. Только оказавшись не в состоянии себя обслуживать, Зинаида Семеновна согласилась на переезд к семье дочери - в закрытый город Новоуральск Свердловской области, здесь же в 1997 году встала в квартирную очередь. А в 2005 году семья была вынуждена сменить место жительства из-за резко ухудшившейся экологической обстановки - возле города стали строить могильники для ядерных отходов. Переехали в Петербург, где жили все остальные родственники.

Условия здесь оказались еще более стесненными, чем прежде, - в квартире площадью 43 квадратных метра сейчас живет семь человек. А возможность встать на учет, как и в случае с Курятниковым, недостижима по причине пресловутого "ценза оседлости". В 2008 году, с выходом президентского указа о необходимости завершить обеспечение жильем нуждающихся в этом ветеранов, у Зинаиды Семеновны появилась надежда на изменения. Однако, несмотря на заявления в прокуратуру и регулярные визиты к чиновникам разных уровней, ситуация остается беспросветной. Заявление о постановке на жилищный учет берут везде, но везде неизменно отказывают в его удовлетворении.

- Глава администрации Выборгского района развел руками: мол, всей душой хотел бы помочь, но не имею права пойти против закона, - рассказывает зять Зинаиды Алексеевой Игорь Григорьев. - От предложения поместить тещу в дом престарелых мы, конечно,отказались. Речь ведь идет не о том, чтобы просто отделаться от старушки. К тому же в нашей семье трое врачей, и хороший уход мы в состоянии обеспечить.

Состояние здоровья давно не позволяет Зинаиде Семеновне покидать квартиру. А по телевизору, возле которого она проводит большую часть времени, сейчас особенно часто показывают счастливых фронтовиков, которых государство переселило в новые квартиры. Почему она осталась вне программы - этого Зинаида Семеновна никак понять не может.

- Во всех инстанциях мы пытаемся объяснить, что указ президента об обеспечении ветеранов жильем имеет общероссийское значение, - продолжает Игорь Григорьев. - Ведь защищала-то она родину всю, а не какой-то конкретный регион. А родина взяла и разделилась на субъекты с разными локальными законами, почему-то превалирующими над федеральными.

Исключений не бывает

Десятилетний ценз для постановки на жилищный учет существует только в Москве и Санкт-Петербурге. Вопрос о его отмене для ветеранов Великой Отечественной  обсуждается уже давно. С таким предложением неоднократно выступали петербургские депутаты и общественные организации, эту мысль еще год назад озвучил и министр регионального развития РФ Виктор Басаргин.

- Вводить какие-то ограничения - десять лет и так далее - это противозаконно. Мы по каждому такому факту будем разбираться, - предупредил министр на селекторном совещании, посвященном обеспечению ветеранов жильем.

Петербургский губернатор Валентина Матвиенко в свою очередь ясно дает понять, что не считает возможным отменять данную норму, и отмечает, что появилась она не сейчас, а еще полвека назад. Введенный в 1960-х годах "ценз оседлости" должен был остановить массовое переселение людей в Москву и Ленинград.

- Он стал дамбой для того количества людей, которое город не мог вместить. Причем речь не только о жилье, но и об инфраструктуре. Если сегодня снять ценз, мы откроем шлюзы для всех категорий граждан, - объясняет градоначальница. - Город не справится с большим дополнительным количеством жителей. Мы не готовы огромному количеству новых переселенцев предоставить социальные услуги.

Власти не готовы смягчить условия даже только для одной категории. В петербургском жилищном комитете не смогли припомнить ни одного исключения, когда в квартирную очередь ставили бы человека, не набравшего необходимых десяти лет. По данным комитета, в Петербурге сейчас проживает более 200 тысяч семей ветеранов Великой Отечественной войны. Сколько из них могли бы встать в квартирную очередь в случае отмены "ценза оседлости", здесь не подсчитывали. При этом в жилищном комитете отмечают, что независимо от срока проживания ветераны имеют право на место в домах социального назначения, а в случае признания здания, где они живут, аварийным, могут претендовать на первоочередное расселение.

Подозрения, что Петербург не справится с потоком ветеранов, которые устремятся сюда из разных частей России, - слабый аргумент для солдат-победителей, встретивших нынешний День Победы в тесноте и неблагоустроенности.

- Очень сложно в одиночку повлиять на то, чтобы этот позорный ценз отменили. Говорят, всем ветеранам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, помогут, но таких, как мы, даже не ставят на учет - ждут, что скоро вымрем и проблема отпадет, - говорит Василий Курятников от имени всех ветеранов, оказавшихся в таком положении. - Но, невзирая на наши болячки и немощность, мы будем стоять до победного конца - назло чиновникам

Тем временем

Петербургский ветеран Антон Караванец, отчаявшись дождаться государственной квартиры из-за "ценза оседлости", накануне 9 Мая написал письмо… Бараку Обаме. По словам фронтовика, в 1945 году, после вызволения американских военнопленных, ему предлагали переехать в США. Тогда он отказался, а теперь - передумал.

Прямая речь

Юрий Осипов, руководитель Жилищного комитета Санкт-Петербурга:

- Я лично разбираюсь в ситуации Антона Караванца. В Санкт-Петербурге уже на протяжении последних 43 лет имеется "ценз оседлости". Если кто-то приезжает и нуждается в жилье, он может быть поставлен на очередь только через 10 лет. Как только будут установлены все обстоятельства и причины продажи трехкомнатной квартиры Караванца в Петербурге, ветерану может быть предоставлено жилье в доме социального значения. Это не дом престарелых, а простой многоквартирный дом. Там он может жить либо в однокомнатной квартире, либо в двухкомнатной с другим ветераном. Для получения этого жилья Антону Караванцу нужно обратиться в жилищный отдел районной администрации.