Евгений Ясин: Рост цен на нефть подменил деловую активность

Перспективы экономики России остаются очень неопределенными, и ожидаемая стабильность приведет лишь к снижению темпов экономического роста. Его увеличение будет зависеть не только от притока инвестиций. Инициатором всех изменений должен стать бизнес.

Такое мнение высказал научный руководитель НИУ ВШЭ Евгений Ясин, выступая на симпозиуме "20 лет: политическая и экономическая эволюция в посткоммунистической эпохе". В дискуссии также приняли участие ведущие мировые исследователи проблем посткоммунистической трансформации, становления демократии и рыночной экономики, политологи и историки из Центральной и Восточной Европы.

При этом Евгений Ясин считает "исключительно важным" тот факт, что Михаил Горбачев решился на перестройку, хотя этот процесс в итоге привел к распаду Советского Союза. Несмотря на кризис трансформации системы, сопряженный с гиперинфляцией и экономическим спадом, реформы можно считать успешными. "Мы получили рыночную экономику и за 1999-2007 годы вернулись к демократическому уровню", - отметил Ясин. Демократический уровень "разбил" население страны на пять равных групп, различающихся по динамике изменения доходов. Интересно, что большая часть населения все-таки если не увеличила свои доходы по сравнению с 1990 годом, то как минимум вышла на тот же уровень к 2008 году. Верхняя группа удвоила свои доходы к 2009 году по сравнению с 1989-м. Вторая группа увеличила доходы на 25 процентов. Третья группа к 2009 году вышла на доходы 1990 года. И лишь представители двух последних групп ухудшили свои позиции - доходы в одной из них в 2009 году составили 79 процентов от уровня 1990 года, доходы в последней группе - 55 процентов от уровня 90-го года.

При этом рост доходов части населения, отметил Ясин, пришелся на период с 2003 по 2008 год, когда произошел существенный спад естественной деловой активности, взамен которому пришел рост цен на нефть. Именно он заменил естественную деловую активность, в итоге получив перегрев экономики дешевыми деньгами.

Сейчас, считает Евгений Ясин, мы можем рассчитывать только на естественную деловую активность. Он озвучил несколько возможных сценариев, когда инновации становятся главным фактором экономического роста.

Первый - когда модернизация идет сверху. В этом случае власти избегают институциональных изменений во всех случаях, когда они ведут к увеличению политических рисков. Это приведет к тому, что в 2050 году максимальный уровень развития экономики будет составлять от 26 до 32 процентов технологической границы, то есть максимального уровня производительности труда на одного занятого. Это результат неудовлетворительный.

Другой вариант предполагает модернизацию снизу. Переход будет вести к определенным потерям, но в итоге будет достигнут результат в 33-40 процентов технологической границы, а в идеале - до 52 процентов.

При этом Евгений Ясин движущей силой изменений считает именно бизнес. "Я не могу представить себе условий, при которых власть на данный момент готова полностью и всемерно содействовать модернизации", - уверен он.

Кстати

На проходящем в Астане годовом собрании Европейского банка реконструкции и развития главный экономист банка Эрик Берглоф сообщил, что нынешний рост ВВП России, оцениваемый на уровне 4% в год, обусловлен высокими ценами на нефть, однако иных источников роста российской экономики не просматривается. В частности, он отметил, что в России наблюдается существенный отток капитала, который не характерен для других развивающихся стран. Кроме того, экономика России продемонстрировала самое глубокое падение ВВП среди стран G20 в период кризиса. Берглоф обратил внимание и на приостановку большинства крупных инвестпроектов в России, что, по его мнению, обусловлено "ожиданием либо самих выборов, либо объявления того, кто на них пойдет".