Сергей Багапш был сильным и умным политиком. Он был спокойным, смелым, веселым и глубоко порядочным человеком, обладающим талантом настоящего государственного деятеля высокого уровня.
Безусловно, он был харизматической личностью. Багапш пришел к власти вопреки пожеланиям Москвы, но заставил ее считаться с ним всерьез. В отличие от многих политиков на постсоветском пространстве он пользовался искренней поддержкой собственного народа. Удивительно, но небольшая Абхазия дала двух незаурядных политиков - самого Сергея Багапша и его предшественника, первого президента страны Владислава Ардзинбу.
Многие сегодня забывают, что, во-первых, независимость Абхазии началась не после признания ее Россией в августе 2008 года, а в результате ее собственного желания добиться этой независимости и победы в вооруженном конфликте с Грузией 15 годами раньше. Во-вторых, признание Россией Абхазии отнюдь не было благотворительным жестом со стороны Москвы, а соответствовало стратегическим национальным интересам России в этом регионе и международной политике в целом. Я с самого начала поддерживал это решение и до сих пор полагаю, что это был сильный шаг Дмитрия Медведева. Россия получила не только союзника в нестабильном регионе, но и возможность защищать и продвигать свои интересы на Кавказе. Грузия потеряла Абхазию в результате собственных политических ошибок.
В результате деятельности Сергея Багапша и его команды сегодня есть гораздо больше оснований считать, что Абхазия состоится как независимое государство. Причем как демократическое государство. Хотя препятствий на этом пути есть еще немало, а некоторые из них выросли уже после признания Абхазии со стороны России. Нельзя забыть мудрую позицию, которую занял Сергей Багапш во время событий августа 2008 года, не поддавшийся на уговоры, посулы и угрозы с различных сторон.
Смерть президента Багапша стала неожиданностью. Это трагедия для небольшой страны. Но я знаю, что среди его коллег есть люди, более чем способные вести дело государственного строительства демократической Абхазии дальше. Более того, способные добиться ее большего международного признания, без которого очень трудно проводить свою независимую политику. Такое признание - вместе с развитием национальной экономики - станет одной из главных задач будущего президента Абхазии.
Предстоящие президентские выборы неизбежно станут реальным тестом на зрелость абхазского политического истеблишмента и всего общества. Они станут тестом эффективности системы государственной власти, которая там создана и которая гораздо ближе к настоящей демократии, чем у многих соседей Абхазии по постсоветскому пространству. Тестом твердости курса страны на реальную, а не покупаемую на стороне независимость. Наверняка в ближайшие месяцы можно ожидать роста международной активности вокруг Абхазии. Российской, грузинской, турецкой и, конечно, западной. Внеочередные президентские выборы в Абхазии станут для Москвы тестом на реальное уважение к собственному признанию независимой Абхазии, которая, нет сомнений, сама способна назвать своего лидера. Для Грузии - тестом на умение правильно выстраивать систему национальных интересов. А для Запада эти выборы могут стать неплохим экзаменом на умение признавать политические реалии на Кавказе и действовать исходя из них, а не из абстрактных идеологических конструкций. В последние годы этот процесс, в первую очередь благодаря активности, терпению и дипломатичности Сухума, очень медленно, но начал набирать силу.
На постсоветском пространстве идет процесс складывания новой политической географии, стартовавший двадцать лет назад. Сергей Багапш внес свой заметный вклад в то, чтобы в этом важном процессе Абхазия участвовала в качестве одного из игроков, а не пассивного заложника чужих распасовок. Народ Абхазии должен быть глубоко благодарен этому человеку. Однако ему не менее благодарна должна быть Россия. Думается, что настанет время, когда на роль Сергея Багапша в постсоветской политике смогут смотреть по-другому даже в Грузии. Он был очень миролюбивым человеком и мог бы повторить слова великого грека Перикла, удерживавшего 15 лет Афины от войны: "пока я мог, я никого не заставил носить траур". В наше время далеко не все политики могут этим похвастаться.
Между тем
Как только стало известно о смерти Сергея Багапша, свои соболезнования премьеру Абхазии Сергею Шамбе направили президент России Дмитрий Медведев и глава правительства Владимир Путин. "Яркий и мудрый политик, решительный и волевой человек, он был настоящим патриотом Абхазии. Неоспорим его личный вклад в укрепление независимости и социально-экономическое развитие республики, ее становление в качестве самостоятельного субъекта международных отношений", - говорится в послании Медведева. Президент России планирует лично приехать в Абхазию, чтобы проститься с Багапшем.
В Москве прощание с президентом Абхазии состоится в понедельник в Культурном центре Вооруженных сил РФ на Суворовской площади.