Лето пришло - настало время отпусков. А ведь история цивилизованного отдыха не так стара, как можно подумать. Еще недавно люди отдыхали исключительно дикарями… Сейчас им, конечно, раздолье: к услугам туристов не только разветвленная индустрия отдыха, но и масса книг, помогающих провести отпуск с максимальной пользой и толком. Дикарей они смогли, причем довольно успешно, приобщить к "цивилизации" и продолжают это делать чем дальше, тем активнее.
О том, как складывалась система организованного отдыха, повествует Фред Грей в книге "История курортов: архитектура, общество, природа" (Новое литературное обозрение). Еще в 1736 году поездка на отдых к морю была в Англии весьма экзотичным явлением, хотя окрестности целебных источников внутри страны уже были освоены аристократией. Но спустя недолгое время "всё более широкие слои населения стали пользоваться побережьем, и это приобретало разные формы, от элитарно-аристократических до рассчитанных на самую неприхотливую публику". При этом возникший иллюзорный мир побережья служил еще большему укреплению социальных барьеров, тем более что до массового строительства железных дорог большинство курортов были доступны только высокопоставленным и денежным особам.
Что способствовало распространению моды на курорты? "Конкурсы красоты вскоре стали важнейшим дополнением ко многим западным курортам… Они распространяли представление о том, что красивые молодые девушки открыты, привлекательны и не являются существами с другой планеты, что предвкушение праздника - суть отдыха на курорте…". Но все хорошее (и тем более - невинное) приедается и поэтому "официальные конкурсы красоты клонились к закату, а вместе с ними ветшали объекты прибрежной архитектуры. Их вытеснили новые сексуально окрашенные зрелища…".
Насладиться радостями приморской жизни хотелось многим, а не только тем, для кого возводились роскошные отели, пирсы с концертными залами и просторные променады. Поэтому в Англии, Германии, Америке и даже Новой Зеландии вовсю плодился и множился прибрежный самострой - старые железнодорожные вагоны и проржавевшие катера переоборудовались в подобие жилья, из подручных материалов возводились "бэчи", удивительно похожие на сарайчики, в которых доводилось жить советским отдыхающим у Черного моря.
Сходной оказалась и дальнейшая судьба наших и европейских курортов - к концу минувшего века "по мере того как все больше туристов проводят летние месяцы на солнечных и жарких побережьях, значительная часть курортов страны приходит в упадок". Избежали общей участи только особо заслуженные и поэтому весьма недешевые места.
Впрочем, ресурсы внутреннего туризма еще далеко не исчерпаны. Но, отправляясь в путь по родной стране, желательно все же знать историю. Вышедшая в Ярославле книга Анастасии Масловой "Волга: река городов" (Издатель Александр Рутман) выгодно отличается от обычных путеводителей вдумчивым подходом и обилием редких старинных фотографий, карт и схем. Читатель в полной мере ощущает, что Волга не просто река, а одна из нитей, соединяющих между собой и людей из разных мест, живших на ее берегах, и разные эпохи в одной истории, которая продолжается поныне…
Интересный факт, замеченный еще в XIX веке известным очеркистом Василием Федоровым: по странной игре истории большинство волжских городов с "мужскими" именами расположились на правом берегу, а "женские" - соответственно на левом.
Слава у волжских берегов была, прямо скажем, неоднозначная - в знаменитых Жигулевских горах до сих возвышаются Караульный бугор, Молодецкий камень и гора Стрельная. Казаки-разбойники не только бросали краденых принцесс в набежавшую волну, но и тормозили мирные купеческие суда, провозглашая "Сарынь на кичку!". Недовольные и жадные шли на корм рыбам. Есть и более экзотичные варианты местных историй: "Ниже Хвалынска лежали так называемые Девичьи горы, и о них рассказывали, что некогда здесь обитала лихая девушка Пелагеюшка, которая перебила всю свою родню и вступила в сообщество с разбойниками".
В низовьях Волги первыми русскими поселенцами стали волжские казаки, перебравшиеся сюда с Дона, беглые крестьяне-должники и прочие "гулящие" люди. Так родилась поговорка: "Нечего платить долгу - побегли на Волгу".
Когда-то по Великому Волжскому пути шли торговые караваны, "из варяг в арабы" двигались товары, люди и идеи. И все это богатство надо было защищать от вышеупомянутой вольницы. Первым из русских волжских городов в летописях упоминается Ярославль, воздвигнутый для охраны этого пути ростовским князем Ярославом Владимировичем.
Но все же эти края известны не только лихими людьми - в Смутное время, когда Москву заняли поляки, города Поволжья постановили "стоять в совете и единении за московское и казанское государство, друг друга не побивать…". После этого нижегородский земской староста Кузьма Минин обратился к народу. Собранное ополчение в апреле 1612 года отправилось из Нижнего Новгорода сначала в Ярославль и потом - в Москву.
Впрочем, если кого-то настойчиво манят к себе далекие края и экзотические древности - то вот исторический путеводитель И. В. Осанова, С. М. Бурыгина, Н. Н. Непомнящего "Иран. Страна-загадка, открывающаяся миру" (Вече). Понятно, что у современного человека название этой страны ассоциируется преимущественно с войнами и горячими точками. Однако не всё так просто - там есть и заповедники, и курорты, и масса удивительно красивых мест. Кстати, недавно в культурном центре при посольстве Ирана в Москве открылась фотовыставка "Персидские напевы", где представлены снимки Сергея Дмитриева, путешествовавшего по Ирану вместе с творческой группой, работавшей над этой книгой.
Свое нынешнее название страна носит благодаря древним ариям - слово "Иран" произошло от "Аиранам", "земля Ариев", хотя до 1935 г. государство официально называлось Персией. Практически вся территория Ирана - огромный исторический перекресток, где вершились судьбы мира и сохранились десятки замечательных исторических памятников, отмеченных ЮНЕСКО как объекты всемирного культурного наследия... Во всем мире известны древние развалины Персеполя и шахские дворцы Тегерана, мавзолеи средневековых мыслителей и поэтов Шираза и живописные мосты Исфахана. Самые известные национальные заповедники - Гулистан, Кевир, Хара, Эрджан, Гену, Горхуд, Сарани, Урмия, Лар. Из-за уникального географического положения Иран часто называют страной четырех времен года, то есть все четыре сезона можно увидеть в разных районах страны в одно и то же время. А курорты сосредоточены на берегах Персидского залива и Каспийского моря. Самое крупное озеро страны - Урмия - расположено в одноимённом национальном парке между провинциями Западный и Восточный Азербайджан. Его илистая грязь известна своими целительными свойствами - ее используют для лечения разных кожных заболеваний.
Но если и персидской экзотики недостаточно, пора отправляться туда, где вечно теплое море, пальмы, разноцветные рыбки и местные жители, почти не использующие в разговоре русский мат… Например, на далекий остров, о котором пишет Никки Грио в книге "Маврикий" (ФАИР).
За авторитетным мнением можно обратиться к одному из самых остроумных людей мира, Марку Твену: "Вам скажут, что Маврикий был создан Богом сразу после рая. На самом деле это рай был создан по подобию Маврикия".
Действительно, почти сказочный остров. Колониальные особняки, старинные храмы, живописный ботанический сад Памплемусс и интерактивный музей "Авантюр дю Сюкр", расположенный на огромной старинной сахарной мельнице. Вдобавок Маврикий считается одним из лучших мест для дайвинга в мире, здесь этим заняться могут и новички. "Для дайвинга лучше всего подходит период с ноября по апрель, так как в это время вода чистая, спокойная и теплая. Худшее время - июнь-июль..." Зато период с июня по август - лучшее время для серфинга.
На острове найдутся такие замечательные горы, что практически любая неподготовленная российская семья может без спецподготовки и снаряжения на них забраться, ощутив себя покорителем вершин. Но, как всегда, даже в этом раю есть те самые "но", о которых нужно помнить: для восхождения на некоторые горы необходимо получить разрешение (поскольку они находятся в частной собственности); многие тропы плохо размечены и на них легко заблудиться; в дождь тропы становятся очень скользкими.
Шопинг на Маврикии предусматривает не только посещение колоритнейших рынков, но и мастер-класс по искусству торговаться: маврикианцы - люди по своей натуре очень добрые, но они перестанут вас уважать, если вы умудритесь купить у них какой-нибудь сувенир дороже, чем за треть названной ими первоначальной цены.