Свердловская прокуратура оспаривает законность покупок люксовых автомобилей для чиновников

Прокуратура Свердловской области обратилась в арбитражный суд с иском о расторжении сделки по покупке "мерседеса" представительского класса для автохозяйства областного правительства.

В конце прошлого финансового года областной департамент государственного заказа назначил аукцион на покупку люксового седана Mercedes-Benz S500 (длинная база или эквивалент). Автохозяйство правительства Свердловской области показало себя чрезвычайно придирчивым заказчиком, включив в список необходимых опций все возможные приспособления для комфортабельного путешествия - вплоть до вибромассажера под сиденьем, системы ночного видения, подогрева руля и так далее. Такая требовательность имела результат: удовлетворить автохозяйство смогла только одна фирма, которая в гордом одиночестве была допущена к аукциону и, естественно, его выиграла. Областному бюджету покупка обошлась в 7,8 миллионов рублей.

Как показывает опыт, бесконечный список технических характеристик - одно из средств обогнуть строгие требования закона о госзакупках. Однако этой покупкой премиум-класса заинтересовались надзорные органы. По просьбе облпрокуратуры, УФАС по Свердловской области выдало официальное заключение: данная сделка незаконна. Как пояснили в антимонопольном ведомстве, ограничение количества участников аукциона нарушает законодательство РФ. И следующим логичным шагом прокуратуры стало обращение в Арбитражный суд области с требованием расторгнуть сделку - признать размещение госзаказа недействительным и применить последствия недействительности сделки. То есть вернуть уже "объезженную" машину продавцу, пополнив взамен областной бюджет.

Ответчиками по делу о "мерседесе" названы департамент госзаказа Свердловской области, автохозяйство облправительства и дилер-победитель ООО "Штерн". Арбитраж это дело пока, до конца месяца, "заморозил", поскольку пакет представленных прокуратурой документов оказался неполным - не хватило выписки из единого реестра юрлиц (поневоле задумаешься о сложностях тяжбы: если ошибается заместитель прокурора области, подписавший иск, то простым смертным и вовсе не справиться). Впрочем, эти незначительные недостатки уже устранены и, как сообщили в облпрокуратуре, исковое заявление снова направлено в Арбитраж.

Как пояснили "РГ" в автохозяйстве регионального правительства, широкий спектр требований к транспортным средствам неслучаен.

- В регионе резко возросло количество мероприятий федерального уровня, и мы столкнулись с проблемой отсутствия автомобилей данного класса. Приезжают сотрудники ФСО и предъявляют высокие требования - смотрят на техническое состояние автомобилей, пробег, не были ли они в ДТП и так далее, - поясняет начальник госучреждения Илья Ростилов. - Сейчас в нашем автопарке всего два Mercedes S500 с пробегом более 400 тысяч километров, 2000-го года выпуска, когда технические характеристики значительно отличались от современных. Новый автомобиль в данный момент обслуживает губернатора, поскольку его машина в декабре попала в ДТП.

Впрочем, подозрения прокуратуры вызвал не только губернаторский "мерседес": на днях по распоряжению прокурора Свердловской области Юрия Пономарева начата проверка законности приобретения автомобиля бизнес-класса для главы администрации Екатеринбурга Александра Якоба. Чиновникам Екатеринбурга, видимо, показалось зазорным отставать от областных властей. Впрочем, мэрия оказалась намного скромнее (почти в два раза): новый серебристый  Mercedes S350 в зависимости от комплектации стоит более 4,5 миллионов рублей. По сообщению облпрокуратуры, надзорное ведомство располагает информацией о приобретении автомобиля за счет одной из организаций ЖКХ города Екатеринбурга, то есть в обход закона о госзакупках. Прокуроры проверят законность расходования денежных средств и соблюдение порядка приобретения дорогостоящего автомобиля.

По данным Генпрокуратуры, из всех уральских регионов Свердловская область лидирует по количеству преступлений в сфере госзакупок. Как отмечал заместитель полпреда президента в УрФО Владимир Севриков, идеи, заложенные в основу законодательства о госзакупках, во многом остаются декларативными: многочисленные нарушения закона допускаются практически на всех стадиях закупочной деятельности, и до десяти процентов бюджетных средств приходится на нецелевые расходы.