Состоялись Общественные слушания по обсуждению проекта федерального закона "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Предлагаемые изменения в Гражданский кодекс РФ, подготовленные Советом при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, в настоящее время активно обсуждаются на разных уровнях.
Предпринимательское сообщество, в частности, озабочено тем, что новые правила регистрации юридических лиц в коммерческом и некоммерческом секторах несут опасность для стабильности бизнеса. В проекте предлагается сокращение организационно-правовых форм юридических лиц (особенно НКО), передача функций регистрации от налоговых органов в органы юстиции, требование к некоммерческим организациям, занимающимся предпринимательской деятельностью, иметь обособленное имущество в размере 500 тысяч рублей, а также увеличение уставных капиталов коммерческих организаций (для ООО минимум 500 тысяч, для АО минимум 1 миллион рублей, а для публичных АО минимум 2 миллиона рублей). По мнению экспертов, увеличение уставных капиталов до указанных размеров приведет к сокращению числа уже действующих малых предприятий и может стать серьезным барьером для входа на рынок новых предприятий малого бизнеса. Принятие этих нововведений, по мнению экспертов, также приведет к необходимости двойной перерегистрации юридических лиц: сначала преобразования действующих в организационно-правовые формы, предусмотренные главой 4 законопроекта, затем приведение их уставов в соответствие с принятым законом о хозяйственных обществах.
Для реализации положений законопроекта потребуется внести изменения в федеральные законы "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О некоммерческих организациях", а также принятие ФЗ о хозяйственных обществах, отмены действующих законов и подзаконных актов или внесения в них изменений. П. 10 ст. 7 законопроекта устанавливает жесткий срок преобразования практически всех юридических лиц - до 31 декабря 2012 года. Хотя сам Федеральный закон "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" еще не вступил в действие в установленном порядке.
Заместитель председателя Совета при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства Сергей Денисов заверил участников слушаний, что по спорным положениям законопроекта принято решение не вносить кардинальных изменений в Гражданский кодекс и оставить все как есть. "Если дать оценку тому состоянию, которое законопроект имеет на сегодняшний день, то надо сказать, что он стал более либерален и для некоммерческих организаций, и для бизнеса, - сказал Сергей Денисов. - Но насколько все это будет удачно, покажет время".
Особо острую дискуссию вызвали вопросы целеполагания, экономической эффективности законопроекта и эффективности государственного контроля над деятельностью юридических лиц.
"Мы попытаемся поставить те препятствия, те запреты, которые необходимы для нормального развития экономических отношений", - объяснил Сергей Денисов. Однако он согласился с тем, что постоянные изменения законов не создают условий ни для привлечения инвестиций, ни для нормального развития бизнеса.
По мнению многих экспертов, необходимость принятия нового Гражданского кодекса неоднозначна, его будущие экономические выгоды пока не ясны, а предполагаемые затраты, последующие за его принятием, велики.
Что касается эффективности государственного контроля, то, по данным экспертов, более половины юридических лиц Москвы существуют только на бумаге, и у государства нет ресурса для их отслеживания, мониторинга и инвентаризации. Председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству Игорь Протопопов высказал мнение, что для осуществления эффективного контроля над их деятельностью необходимо переходить на общественный контроль, используя при этом опыт и практику саморегулируемых организаций, профессиональных союзов, торгово-промышленных палат и гильдий.
Подводя итог дискуссии, президент Московской торгово-промышленной палаты Леонид Говоров обратил внимание на то, что работа по совершенствованию Гражданского кодекса зачастую оборачивается созданием новых административных барьеров для предпринимательства вместо упрощения механизмов регистрации бизнеса, как это происходит в Европе.