Минюст разработал масштабную программу, как сделать наших чиновников грамотней, честней и расторопней.
Авторы идеи предлагают подстегнуть чиновников с помощью "рейтингов успешности", конкурсов "лучший специалист" и даже программ индивидуального роста. Но путь к сердцу государственного человека легче найти, наверное, через надбавки за выслугу лет. Они тоже записаны в проектах.
Как стало известно "РГ", правоведы подготовили проект указа президента об эксперименте по стимулированию госслужащих к повышению качества государственных услуг. Эту научную работу заказывал минюст.
Свежесть идеи в том, что столоначальника попытаются в первую очередь заинтересовать службой, как бы неожиданно это ни звучало. Когда глаза горят, взятки к рукам почти не прилипают.
Список новаций широк: разработано несколько проектов в рамках общей программы повышения качества госслужбы. Но заинтересовать человека в работе, пожалуй, главное. Сегодня чиновнику скучно помогать простому человеку, отсюда многие беды.
Изменить ситуацию поможет эксперимент, предложенный минюстом. Планируется, он пройдет в этом году, а в 2012 году будут сформированы предложения по внедрению здоровых стимулов в жизнь. Кстати, некоторые инициативы уже проходят обкатку в службе судебных приставов, подведомственной минюсту.
Вероятно, скептикам задача может показаться безнадежной, учитывая запущенность проблемы. Однако ведомство подвело научную базу под старую истину: "кадры решают все". Еще в прошлом году был проведен конкурс на выполнение научно-исследовательских работ на эту тему. Было проведено 8 научно-исследовательских работ.
Отдельный и очень больной вопрос - коррупция. Предлагается ввести специализированные образовательные антикоррупционные программы для чиновников. За парты планируется посадить в первую очередь служащих, занимающихся профилактикой коррупции. В программе есть психологические тренинги, технологии формирования антикоррупционного поведения. Однако знания - еще не вся сила в борьбе с коррупцией. Учеными разработана программа введения антикоррупционных стандартов на государственной и муниципальной службе, включающая единую систему запретов, ограничений и обязанностей.
Среди идей - премировать чиновников за сообщения о подкупающих предложениях. Недавно вступил в силу закон о кратных штрафах за взятки, а почему бы не ввести и кратные премии? Отказался от тысячи, получи десять. Впрочем, такой расчет вряд ли покажется привлекательным минфину. Можно, конечно, подумать, чтобы формировать премиальный фонд антивзяточников из штрафных поступлений от осужденных мздоимцев. Но это пока теории, обсуждаемые правоведами в кулуарах.
На практике премия может быть равна взятке или чуть меньше. Как бы то ни было, программа проходила обкатку в службе судебных приставов и принесла хорошие результаты. Люди отказывались даже от крупных подношений - в несколько сотен тысяч. Зачем рисковать, когда за честность доплачивают? Ученые считают, что подобные подходы уместны в любом ведомстве.
Отзвуки других разработок уже появились в некоторых законопроектах. Например, недавно Госдума приняла в первом чтении президентский законопроект, разрешающий, в частности, увольнять чиновника, который знал о коррупции и не доложил.
Во всех госструктурах должны появиться антикоррупционные службы при отделах кадров. Они станут в том числе проверять декларации, и смогут запрашивать информацию о банковских счетах чиновников, счетах их супругов и детей.
Одна из научных разработок предлагает меры, как привлечь на госслужбу молодых, современно мыслящих людей. Есть идея создавать, как сказано в программе, "коллегиальные молодежные совещательные органы в федеральных органах исполнительной власти". Проще говоря, молодежные советы. Молодой специалист должен чувствовать, что его голос что-нибудь да значит, это всегда приятно. Предусматривается формирование карьерной стратегии молодого специалиста. Человек, вступая на службу, будет видеть свои перспективы. 20 лет на скромной должности и маленькой зарплате - это не стратегия, а страшилка для амбициозного выпускника вуза. Поэтому ведомство, заинтересованное в человеке, предложит ему личную программу роста, чтобы он видел дальние горизонты.
Еще планируется законодательно закрепить наставничество, в этом году должен начаться эксперимент по организации наставничества в территориальных подразделениях минюста.
Некоторые рецензенты программы обратили внимание на тонкий нюанс: а как реализовать профессиональный рост тем специалистам, которые не хотят быть руководителями? Карьера у нас прочно ассоциируется с высокими постами. Стереотип жесток: не стал начальником, ты - неудачник. А если человек просто хочет заниматься интересным делом, ведь бывает же и такое?
Проблему, кстати, подметил еще Салтыков-Щедрин, написавший, что карьера чиновника заканчивается в тот момент, когда начальство начинает чувствовать его незаменимость. Огромная масса высоких профессионалов, бесценных специалистов умерла на непрестижных должностях. Поэтому профессионализм вреден, хорошая карьера, писал классик, требует известной легкости и поверхностности. Так было около полутора веков лет назад. Сегодня минюст, бесспорно, добивается другого эффекта. Интересно, что скажет по этому поводу наука?
- Справедливости ради надо отметить, что авторы исследования постарались раскрыть все возможные формы профессионального развития госслужащих, которые предусматривает законодательство, - написал один из научных рецензентов.
Заинтересовать человека долгой службой призваны и надбавки чиновникам за выслугу лет, которые предлагают ввести научные программы минюста. В теории, человек может оставаться на одном месте, а его зарплата все равно будет расти. Это хорошо, но, наверное, все же недостаточно, чтобы сделать привлекательным вечное бытие на маленьких постах. Нужно что-то еще.
Другая разработка предлагает механизмы стимулирования чиновников "к повышению качества государственных услуг". Ученые заметили, что в законе сегодня нет термина "качество государственной услуги", поэтому не ясно, что считать хорошей работой ведомства и его сотрудников, что плохой. Наука полагает, что приоритетным при оценке должно быть мнение граждан.