14.06.2011 23:44
    Поделиться

    За плохое оказание госуслуги чиновников будут штрафовать на сумму до 30 тысяч рублей

    Нерадивых чиновников, затягивающих сроки предоставления госуслуг гражданам и бизнесу, а также требующих "лишние" документы, будут наказывать рублем. Штраф за плохое исполнение служебных обязанностей может составить от одной до тридцати тысяч рублей.

    Появится и возможность обжаловать действия или бездействие чиновников, не обращаясь в суд. Что существенно сократит сроки рассмотрения жалоб.

    Такие поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) и Закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" подготовлены минэкономразвития. Проект этого документа есть в распоряжении "РГ".

    Он уже одобрен правительством, и в самые короткие сроки будет внесен в Госдуму, говорит директор департамента государственного регулирования в экономике минэкономразвития Савва Шипов. Есть большие шансы, что ряд положений нового законопроекта начнет действовать со следующего года, надеется он.

    Пока оказание государственных услуг и гражданам, и бизнесу оставляет желать лучшего. Простаивая в очередях за получением пяти наиболее массовых госуслуг, население ежегодно теряет почти 2 миллиарда рублей, а потери ВВП из-за нерасторопности чиновников превышают 2,6 миллиарда рублей, подсчитали в министерстве. Гражданину для того, чтобы решить тот или иной вопрос, надо обратиться в инстанцию в среднем два раза, предпринимателю - семь раз.

    В проекте документа четко расписано, за какие именно нарушения и какими штрафами будут наказываться чиновники. Всего таких пунктов шесть. Во-первых, схлопотать штраф чиновник может в том случае, если в течение года дважды задержал сроки предоставления госуслуги более чем на пять дней. За это нерадивый госслужащий может заплатить от 3 до 5 тысяч рублей. Столько же ему будет стоить требование документов и платы за предоставление госуслуги, не предусмотренные законодательством, и за отказ в приеме документов у заявителя. Нарушение сроков регистрации запросов о предоставлении госуслуг обойдется от одной до трех тысяч рублей. Таким же может быть и штраф за отказ исправить в документе ошибку или опечатку. И, наконец, самый большой штраф - от десяти до тридцати тысяч рублей - предлагается накладывать за несоблюдение должностным лицом порядка рассмотрения жалобы, которую могут подать на действия или бездействие чиновников граждане и представители бизнеса.

    Правда, цель законопроекта не в том, чтобы обложить чиновников как можно большим количеством штрафов, а мотивировать их к качественному предоставлению услуг, поясняет Шипов. Для граждан же самым важным, по его мнению, будет являться то, что в проекте закона четко прописан порядок подачи и рассмотрения жалоб. Они называются административными. Дело в том, что теоретически граждане могут жаловаться на чиновников и сейчас. Как в суд, так и в органы госвласти. Но в последнем случае эти жалобы рассматриваются в общем порядке. И, по сути, это не помогает получению своевременной и качественной госуслуги. К тому же нередко жалобы переадресовываются тем самым чиновникам, работой которых недовольны граждане. А для представителей бизнеса сейчас возможность жаловаться в органы госвласти и вовсе законом не прописана.

    Планируется, что во всех ведомствах создадут специальные комиссии по рассмотрению жалоб, назначены конкретные чиновники, которые будут контролировать эту работу. Обратиться в комиссию можно письменно, по Интернету и по телефону. Или пожаловаться через многофункциональный центр по предоставлению госуслуг. Создадут и специальную федеральную информационную систему досудебного обжалования, работа которой будет состыкована с порталом госуслуги.ру. По этой системе можно отследить, на какой стадии находится рассмотрение жалобы. Шипов надеется, что система начнет действовать с 2012 года.

    Еще один важный момент - с граждан фактически снимается бремя подготовки документов для подачи жалобы. Человек обращается в орган госвласти, там рассматривают его заявление. Если комиссия решит, что чиновниками действительно были допущены нарушения, то она сама отправляет документы в прокуратуру. Где, собственно, уже принимается решение о наложении на виновника административного взыскания. В том случае, если заявителю отказали в удовлетворении жалобы, то есть сочли ее необоснованной, у граждан остается возможность обратиться в суд.

    Прописанные в законопроекте штрафы предусматриваются только для чиновников федерального уровня. Оказание региональных и муниципальных услуг регулируется региональными законами, поясняет Шипов. Но министерство будет рекомендовать регионам также установить ответственность за некачественное оказание госуслуг, заверяет собеседник "РГ".

    Таблица

    Поделиться