Процесс способны притормозить, повернуть вспять только форс-мажорные обстоятельства, прежде всего вооруженные конфликты, массовые народные волнения в странах арабского мира. Но не делать же на них ставку!
Потребители российских энергоресурсов, задававшие динамику поставок, взяли курс на самообеспечение. Вывод: ожидаемого объема денежных ресурсов в среднесрочной перспективе не получим.
РФ за последнее десятилетие получила от продажи нефти рекордную выручку. Отечественной экономике, боюсь, предстоит нелегкое испытание. Нефтяные компании запредельные цены тоже расслабили. А что мы наблюдаем на большинстве месторождений? Коэффициент извлечения падает, производительность не радует, себестоимость добычи растет. Как добиться снижения издержек?
Самые большие капиталы по-прежнему крутятся в нефтегазовом секторе. Часть их следовало бы направить на формирование высокотехнологичных сервисных национальных предприятий. Достаточно крупных и независимых, не входящих в структуру добывающих компаний, публичных, с контрольным пакетом акций у пула российских инвесторов. Но - при организационной, законодательной, налоговой поддержке государства. В цепочку встраиваются научные, конструкторские коллективы, машиностроители, фирмы по обслуживанию техники. В идеале на выходе - сравнительно недорогой и качественный инновационный продукт.
Пока, как правило, сильный сервис представлен зарубежными компаниями. Куда уходят капиталы - вопрос риторический. Выход один: перенимать у иностранцев опыт, создавать конкурентную среду, собственные бренды. Словом, учиться зарабатывать деньги не на примитивной продаже энергоресурсов, а на модернизации сервиса. На кону - сотни миллиардов рублей, десятки тысяч рабочих мест. Ведь подразумевается загрузка смежных отраслей.
Лучше отдавать иностранцам в разработку отдельные месторождения - при соблюдении взаимоприемлемых правил игры, - нежели терять нишу высокотехнологичного сервиса. Кто владеет им, тот определяет будущее ТЭКа. Так же и переработка углеводородов, особенно глубокий передел, в стократ предпочтительнее их перекачки за тысячи километров за рубеж.