Что произошло в Южной Осетии? Попытка военного переворота, как говорят некоторые эксперты? Или мирная дискуссия в парламенте между депутатами и народом?
Вице-спикер парламента Юрий Дзидцойты в интервью "РГ" описал события так. По его словам, в среду депутаты, как обычно, собрались на заседание. Среди шести рассматриваемых вопросов была ратификация соглашений и договоров с Венесуэлой и Никарагуа.
Посреди обсуждения в зал вошли какие-то люди. Они объявили: на территории парламента собралась группа из двухсот человек, которая хочет выступить с официальным заявлением. Депутаты разрешили сделать это в конце заседания, причем войти позволили только пятерым. Однако, по словам Дзидцойты, в зал ворвалось огромное количество людей, по большей части - "силовики". В частности, вице-спикер видел первого заместителя министра обороны Ибрагима Гассеева, начальника штаба министерства обороны Игоря Алборова, представителей государственной охраны во главе с Геннадием Кокоевым.
Ворвавшиеся назвали себя "инициативной группой по проведению референдума" и потребовали от парламента вынести на обсуждение вопрос о снятии ограничений по срокам президентства. Депутаты объяснили, что для этого существует специальная процедура.
Однако, рассказывает Дзидцойты, "силовиков" это не устроило. После того как депутаты стали выходить из зала заседаний, те попытались блокировать их поодиночке в своих кабинетах. В частности, движения вице-спикера, по его словам, ограничивали четыре человека. Они попытались заставить Дзидцойты подписать какую-то бумагу, от чего он сразу отказался, даже не читая документ. После этого, продолжает вице-спикер, ему угрожали оружием и шантажировали: "Мы тебя избирали, так что ты должен действовать так, как мы скажем". В ответ Дзидцойты обещал сложить с себя полномочия депутата, так как против закона он идти не собирается.
После долгих препирательств ему удалось покинуть собственный кабинет и сквозь вооруженную толпу в коридоре, которая тоже пыталась заставить его подписать документ, пробиться в кабинет спикера Станислава Кочиева. Там он подал заявление об уходе из парламента. Кочиев сообщил Дзидцойты, что он связался с президентом страны Эдуардом Кокойты, находившимся в России, и сообщил главе государства о происходящем. По всей видимости, предполагает вице-спикер, через некоторое время президент позвонил представителям "силовиков" и потребовал разойтись. Вскоре толпа начала рассасываться, а в кабинет председателя вошел Игорь Алборов. Он извинился перед депутатами за все слова и действия. Его примеру, по словам Дзидцойты, последовал и глава администрации президента, который от его имени также извинился за произошедшее перед парламентом.
Тем не менее "инициативной группе" в ходе акции удалось собрать двенадцать подписей, необходимых для регистрации обращения в канцелярию. Три из них принадлежат депутатам, которых в среду в парламенте не было. По мнению Дзидцойты, эти подписи фальсифицированы, а значит, обращение будет признано недействительным.
Сам Эдуард Кокойты с вечера среды распространил два заявления. В первом он заметил, что "такие проявления "народной любви к президенту и поддержки его курса" создают только напряжение в различных слоях общества и ведут к дестабилизации обстановки". Он поручил генеральному прокурору республики в трехдневный срок разобраться с инцидентом в парламенте. Во втором обращении Кокойты попросил сторонников воздержаться от каких-либо акций в свою поддержку. Он еще раз обещал не участвовать в ноябрьских выборах, но заверил, что никуда с политической сцены уходить не собирается.
По слухам, которые "РГ" сообщил информированный источник в Цхинвале, местным чиновникам строго запретили давать какие-либо комментарии об инциденте. Тем не менее нам удалось дозвониться до замминистра внутренних дел - начальника криминальной милиции Южной Осетии Виталия Гассиева. Тот сообщил, что его комментарий по поводу инцидента уже появился на портале югоосетинского информагентства "ОСинформ".
"Туда, пожалуйста, обращайтесь. Я сейчас очень важными делами занят, я вообще в поле нахожусь", - сообщил замминистра. "ОСинформ" приводит слова Виталия Гассиева, из которых следует, что тот был очевидцем событий.
Инна Габараева, пресс-секретарь председателя парламента Южной Осетии:
- У нас было очередное плановое заседание парламента. В конце заседания к парламенту подошли молодые люди. В основном, это были представители силовых структур. Однако пришли они без формы - как гражданские лица. Вооруженными они не были однозначно, я лично никакого оружия не видела. Были там и женщины. Сколько всего было пришедших, сказать сложно, они стояли на улице. В здание парламента вошли около десяти человек. Они попросили охрану, чтобы она предупредила участников заседания. Когда закончились все вопросы повестки дня, им разрешили войти в зал. Пришедшие предложили депутатам рассмотреть возможность внесения изменений в Конституцию - в пункты, которые касаются количества президентских сроков. Председатель парламента сказал, что такие предложения надо подавать в письменной форме. И существует определенный регламент: нельзя прийти на сессию и изменить Конституцию. Потом эти люди ушли. После заседания они решили собрать подписи у депутатов, общались с ними. 12 человек подписали ходатайство, чтобы парламент начал рассматривать этот вопрос. Канцелярия зарегистрировала документ, председателю парламента это ходатайство передали. Другое дело, что некоторые депутаты, которым тоже предложили подписать документ, по-видимому, отказались. Председатели трех комитетов в знак протеста написали заявление об уходе.