Несмотря на то что публика Большого зала консерватории уже несколько дней не может успокоиться после выпадения из финальной части второго тура Конкурса Чайковского пианиста Эдуарда Кунца, покорившего всех изысканной, интеллектуальной и пронзительной по душевной глубине игрой, сам музыкант к решению жюри относится не столь драматично.
Накануне своего отлета из России Эдуард Кунц ответил на вопросы обозревателя "РГ".
Российская газета: Вы разочарованы?
Эдуард Кунц: Я счастлив!
РГ: Чем же? Что прекратился конкурсный гон?
Кунц: Я никогда не играл в России, а тут я приехал и сыграл два сольных концерта в Большом зале консерватории при полном зале. Для любого музыканта это счастье. А для меня как русского человека вернуться сюда и выступить с успехом - не только творческое, но и личное счастье.
РГ: Вы чувствовали, как восторженно принимал вас зал?
Кунц: Безусловно. Такой контакт с публикой, который я почувствовал здесь, вообще редко случается. У меня были успешные концерты, но чтобы вот так, с первого раза почувствовать такую связь! Я благодарен Конкурсу Чайковского за то, что они сумели подать этот конкурс миллионам людей в мире через великолепную трансляцию и организацию. Качество записи идеальное: такого ни на одном конкурсе в мире не было никогда.
РГ: В вашем творческом списке на сегодняшний день уже числится 13 побед на международных конкурсах. Однако вы снова поехали за победой в Москву. Это что - упорство вашего характера? Или способ вашего существования?
Кунц: Да, сегодня конкурсы для молодых музыкантов - не только шанс себя показать, но и возможность просто выжить. Действительно, существует опасность войти в какой-то момент в состояние: еще, еще, еще! Но победы меня совершенно не стимулируют к "еще"! А вот неудачи, которых было гораздо больше, чем премий, как раз стимулируют.
РГ: Но, может, сейчас вы уже остановитесь? Ваше выступление на Конкурсе Чайковского вряд ли пройдет незамеченным для музыкального мира.
Кунц: Конкурс Чайковского уже сделал для меня много: на следующий день после объявления результатов второго тура я получил предложение стать "артистом Ямаха" во всем мире. И еще стал солистом Московской филармонии. Теперь Московская филармония будет представлять меня в России как эксклюзивного музыканта, и я буду возвращаться и играть здесь. Об этом можно было мечтать.
РГ: В России вы еще не выступали, но на Западе играли с очень известными дирижерами и оркестрами, в том числе с Берлинскими филармониками. Как так случилось, что ваша карьера складывается в отрыве от русской музыкальной среды?
Кунц: Да, я ни разу даже не играл с русскими дирижерами. Я приехал в Англию почти восемь лет назад по окончании Московской консерватории, жил в Манчестере, я сейчас делю свое время между Нью-Маркетом, это рядом с Кембриджем, и Бухарестом, где живет моя девушка. Что помогло мне начать карьеру в Англии с нуля? Там очень развит институт поддержки молодых музыкантов: много всяких прослушиваний, маленьких стипендий. И пока ты студент, ты можешь заниматься такой деятельностью почти еженедельно, постоянно играя публично. Когда я учился в Московской консерватории, мне ни разу не удалось выступить на публике, хотя нас готовили быть концертными музыкантами.
РГ: Как вы формировали свой исполнительский стиль и это особое качество - не просто играть со звуком, но создавать многомерное звуковое пространство?
Кунц: Вообще, такие вещи даются от природы, как и талант. Слава богу, так сложилось, что природу мою не забили, а это часто случается. У меня были замечательные педагоги в России - Галина Георгиевна Горбунова в Омске, Михаил Сергеевич Хохлов в Гнесинской десятилетке и Андрей Борисович Диев в Московской консерватории.
РГ: Что сегодня воздействует на ваш подход к музыке, к интерпретациям, которые все-таки меняются?
Кунц: Жизнь. Все, что происходит со мной: мои переживания, моя работа над собой. Люди будут тебя слушать, а не пойдут пить пиво, если тебе есть что им рассказать. Откуда появляется то, о чем я говорю? Из моей жизни. А жизни - хоть Бетховена, хоть ваша, хоть моя - они могут во многом отличаться, но в самых коренных вещах они одинаковы. Есть мама, есть любовь, есть потери. Вот об этом и написана самая талантливая музыка.
Тем временем
В финале конкурса имени Чайковского Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е.Ф. Светланова, который сопровождает выступления конкурсантов, будет дирижировать не его руководитель Марк Горенштейн, а Михаил Агрест и Павел Смелков. По сообщению ИТАР-ТАСС, на репетиции виолончелистов во время выступления Нарека Ахназаряна произошел неприятный инцидент: Марк Горенштейн сказал, обращаясь к оркестру: "Пусть вас совершенно не заботит, что играет этот талант, преподнесенный нам, этот аул, вы должны играть со мной". В оргкомитете конкурса Чайковского сочли высказывание "оскорбительным". "Я очень сожалею о случившемся и приношу свои искренние извинения всем, кого могли задеть мои слова", - сказал Горенштейн. Нарек Ахназарян, в свою очередь, принял извинения дирижера.