На водном транспорте усиливают меры безопасности

"Нарушителю", как он и ни старался, вчера не удалось проникнуть в Мурманский морской порт. Засечь его помогла система видеонаблюдения, тепловизоры и другое спецоборудование.

В ситуационном центре Росморречфлота глава федерального агентства Александр Давыденко в режиме реального времени показал, как идет операция "по захвату" мнимого нарушителя. Благодаря каналам передачи данных за событиями можно наблюдать не только в центре. Эта же информация в случае необходимости быстро попадает и в правоохранительные органы, пояснил Давыденко. Причем, если оператор в порту по каким-то причинам не может управлять процессом, то система переключается на московский ситуационный центр.

Со стороны акватории установлены тепловизоры, которые фиксируют движение не только крупных судов, но и резиновых лодок. В подводной части есть определенные датчики, о которых специалисты по безопасности распространяться не стали, но уверили, что и оттуда сложно будет попасть в защищенную зону.

Сегодня такие комплексы работают еще в пяти морских портах: Владивосток, Калининград, Сочи, Махачкала, Новороссийск. Работа по другим портам продолжается. Восемь значимых гидроузлов также оборудованы аналогичными системами. Оператор не просто картинку узла, у него есть на мониторе и 3D модель. И в случае несанкционированного проникновения на ней в месте срабатывания датчиков контур сооружения меняет цвет с зеленого на красный. Это позволяет быстро направить туда специальный отряд по захвату нарушителя.

Всего на 2010-2013 годы для обеспечения безопасности на морском и водном транспорте в бюджете предусмотрено более 7 миллиардов рублей.

Вчера же на Северном речном вокзале столицы появились досмотровые пункты. До 2013 года аналогичные рамки для прохода пассажиров на речные вокзалы планируется установить в крупных комплексах. Этим займутся их владельцы, в основном частные компании, причем, за свой счет. Росморречфлот намерен представить план этих работ.

Другая структура, подведомственная минтрансу - Ространснадзор - проконтролирует организацию досмотровых пунктов. Если же частный владелец не выполнит требования, то ему будут предъявлены штрафные санкции. А в случае каких-либо инцидентов владелец будет нести уголовную ответственность, пояснил "РГ" Давыденко. Если говорить о морских бортах, где осуществляют пассажирские перевозки, то ответственность за оборудование их досмотровыми пунктами лежит на пограничных службах.