В Перми прошел митинг против "новой культурной политики" региона

В Перми более 300 человек - поэты, художники, музыканты - собрались и потребовали отставки главных культурных деятелей края: галериста Марата Гельмана, вице-премьера правительства Пермского края Бориса Мильграма, министра культуры Николая Новичкова. И губернатора Олега Чиркунова заодно.

Пермских культурные оппозиционеры встретились в центре Перми у здания драматического Театра - плацдарма наступательной культурной политики региона.

- Мы не П! Мы - Пермь! - гласят плакаты оппозиционеров.

- Мы против того, чтобы пермская культура была падчерицей в собственном доме!

- Пермь не может быть культурной столицей Европы без пермяков!

- Зарплату "MusicAeterna" - артистам пермской оперы!

Митинг пермской интеллигенции организовали местные творческие профсоюзы, которые, как говорится, "больше не могли молчать".

- Главное, о чем мы хотим сказать, - о зарплате работников культуры и финансировании отрасли в целом, - начала Ирина Становкина, председатель объединения организаций профсоюзов Пермского края. - Со следующего года финансирование отрасли повышается на 200 миллионов рублей - но эти деньги будут потрачены на то, чтобы сделать регион привлекательным со стороны, а не для самих пермяков.

По словам Ирины Становкиной, в Пермском крае с 2003 года закрылось 300 культурно-досуговых центров в городах и селах, прекратили работу 197 библиотек. Бюджеты местных культурных учреждений в ближайшие три года планируется сократить на 163 миллиона рублей.

- Мы считаем, что деньги пермских налогоплательщиков должны быть потрачены на развитие местных культурных учреждений и на местные проекты, - сказала Сановкина.

- У нас десятки, сотни своих талантливых художников, но к нам приглашают варягов, а мы не можем ни одного проекта реализовать! - добавил Равиль Исмагилов, председатель пермского отделения союза художников России.

Депутат пермского Законодательного собрания Вадим Чебыкин припомнил, что с тех пор, как три-четыре года назад в драмтеатре начались экспериментальные постановки - как раз нелюбимого интеллигенцией режиссера Бориса Мильграма, - из театра стали уходить зрители. Сегодня готовится эксперимент в театре Оперы и балета - новый худрук пермской оперы Теодор Курентзис планирует отказаться от принципа репертуарности в театре.

- Все эти скульптуры недоеденных яблок, буквы "П" по всему городу, страшные деревянные колонны у здания Речного вокзала - это не ошибка в культуре, это - вызов! -резюмировал депутат Чебыкин.

Около 40 человек - артисты пермского театра оперы и балета - вышли на митинг с самодельными транспарантами: на обратной стороне театральных афиш написали крупным шрифтом: "Не дадим разрушить пермскую оперу!"

Артисты тоже называли цифры.

- Артисты хора в театре получают в среднем 8-10 тысяч рублей в месяц. Музыканты оркестра - около 14 тысяч. При этом зарплату нам не повышали более пяти лет.

С поправкой на слухи, артисты называют гонорары приглашенных в театр музыкантов - коллектива Теодора Курентзиса "MusicAeterna" - около 80-100 тысяч рублей на человека в месяц. Говоря о гонорарах самого дирижера, никто сумму не называет, но все делают страшные глаза. Сам Олег Чиркунов в своем блоге выказывал догадку, что гонорар у худрука в Пермском оперном - выше, чем зарплата губернатора.

Впрочем, не отвлекаясь на слухи, митингующие культурные оппозиционеры уже скандировали "Мильграм, уходи!". Далее из выступлений следовало, что разумному, доброму, вечному в Перми, оказывается, противостоят несчастные "красные человечки", сидящие на фасаде краевой филармонии, и красные буквы "П", которые дизайнер Артемий Лебедев предложил сделать символом Перми. Но, конечно, главные виновные - сами Гельман, Мильграм, министр Новичков и губернатор.

- С нами обращаются как с быдлом! - кричат культурные оппозиционеры, срывая овации.

- Пермь изнемогает от такого количества фестивалей!

- Все это фигли-мигли и мыльные пузыри! - гром аплодисментов.

В конце концов "под раздачу" попали даже бывший худрук Пермского театра оперы и балета Георгий Исаакян и нынешний дирижер театра Валерий Платонов. Очевидно, что в стане культурной оппозиции не сложилось единого мнения относительно искусства…

Никто из идеологов культурной революции, к свержению которых призывали митингующие, не присутствовал.

К несчастью, думается - для обеих сторон - никакой разумной (да хотя бы и неразумной) альтернативы выбранной культурной стратегии оппозиционеры не предложили. В то время как справедливости ради стоит отметить, что "варяги", действительно получившие заказы и финансирование из пермского бюджета, создали в городе новый театр и новый музей.

В результате митинга оппозиционеры приняли резолюцию, в которой потребовали изменения культурной политики региона. Призвали отказаться от дорогих пиар-проектов, не учитывающих мнение жителей и профессионального сообщества и восстановить комиссию по культуре при губернаторе региона. Повысить работникам культуры зарплату на 30 процентов с 1 сентября, по примеру повышения зарплат учителям. Провести фронтальные финансовые проверки пермского министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций. И, наконец, отправить в отставку Гельмана, Мильграма, Новичкова. Доработанную резолюцию организаторы культурного митинга планируют направить руководителям края и России.

Мнения

Николай Новичков, министр культуры Пермского края:

- Участники митинга против культурной политики края потребовали моей отставки! Удивительное ощущение! Такое со мной впервые. Я бы с удовольствием с людьми пообщался, но организаторы митинга зачем-то на него потащили "Солидарность" и КПРФ, а мне с этими политическими деятелями, сами понимаете, на одной площади делать нечего.

Марат Гельман, директор Музея современного искусства PERMM:

- В подготовке завершивщегося в Перми фестиваля "Белые ночи" участвовало 2500 пермских творческих и околотворческих (продюсеры) пермских деятелей культуры. А те, кто сегодня пришел (за вычетом казаков и журналистов), кроме этого перфоманса, ничего сделать не смогли. Впрочем, они не виноваты. Долгая история про все эти союзы, которые в столичных городах давно уже исчезли, а в регионах еще живы как память о "совке"…