Как уберечь детей от насильников и педофилов?
Вопрос этот с каждым годом беспокоит Россию все больше, поскольку количество таких преступлений растет с обвальной быстротой. Лишь за последние четыре года количество зарегистрированных случаев педофилии увеличилось в 25 раз, а за последние семь лет - в 30 раз. Только по официальным данным МВД, каждый день 47 детей в нашей стране становятся жертвами преступлений сексуального характера. Это официальная статистика, в которую вошли лишь зарегистрированные преступления. Реальность - куда страшнее, если понимать, что далеко не каждый ребенок или подросток - жертва сексуального насилия отважится рассказать о случившейся с ним беде. Что может ребенок против взрослого? Разве что заплакать. Но какого мерзавца остановит детская слеза?
Нельзя сказать, что не предпринимается никаких попыток остановить этот вал насилия. В 2009 году по инициативе Следственного комитета (тогда еще при Прокуратуре РФ) был принят закон, ужесточающий наказание за сексуальные преступления против несовершеннолетних. Комментируя корреспонденту "РГ" нововведения в УК РФ, глава СКП Александр Бастрыкин уже тогда говорил о том, что "надо задуматься и над тем, чтобы лечить педофилов в местах отбытия наказания". ("Два года для следователя не сорок" - "РГ" N 167 от 08.09.2009 г.). И вот сегодня, спустя два года, в Госдуму поступил законопроект, предполагающий применение химической кастрации к педофилам, отсидевшим по приговору суда свой срок, за полгода до их выхода на свободу.
Обосновывая необходимость принятия такого закона, автор законопроекта - депутат Антон Беляков напоминает, что "львиную долю преступлений совершают педофилы-рецидивисты, и, по данным экспертов, в 97 процентах случаев педофилы возвращаются к своей "деятельности". Он поясняет суть этой принудительной медицинской процедуры:
- Осужденному педофилу вводится специальный препарат, который блокирует действие мужского полового гормона - тестостерона, что приводит к полному подавлению его сексуального влечения. Инъекции вводятся в организм с определенной периодичностью, как правило, раз в несколько месяцев.
Причем, как уточняет депутат (кстати, "в миру" он врач-педиатр), такая кастрация не будет необратимой. И если окажется, что человека обвинили в педофилии напрасно и в отношении него была совершена судебная ошибка, - ему прекращают делать инъекции и все его мужские функции восстанавливаются.
Антон Беляков надеется, что Госдума поддержит этот важный для общества законопроект и он "не погрязнет в бесконечных бюрократических согласованиях и юридической казуистике".
Как, к слову сказать, это произошло два года назад, когда, голосуя за упомянутый выше закон, депутаты исключили из него поправки в УК РФ, лишающие осужденных за сексуальные преступления против детей права на условно-досрочное освобождение.
Павел Астахов, Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка:
- Хотя в законодательство и были внесены серьезные изменения в отношении насильников детей, они недостаточно эффективно пока применяются в правоохранительной и судебной практике. Достаточно сказать, что в прошлом году в России 70 процентов осужденных за педофилию были приговорены к условному лишению свободы. - Почему-то наши судьи продолжают придерживаться мнения, что опасность таких преступников для общества не так уж и велика. Такое совершенно неоправданное снисхождение сказывается и на работе следователей: зачем, - если педофил получит в суде либо условное наказание, либо хотя и реальный, но маленький срок, а потом благополучно выйдет по условно-досрочному освобождению?
Моя точка зрения предельно проста: условно-досрочное освобождение для лиц, совершивших сексуальные действия в отношении детей, возможно только в том случае, если человек пройдет добровольную фармакологическую кастрацию. Чехия, где активно используется кастрация насильников, отказалась даже выполнить требования Совета Европы о прекращении такого "антигуманного" метода. Только за 2000-2009 годы в стране было кастрировано триста насильников. Подобная мера наказания, или - можно сказать и так - лечения, уже присутствует в законах Швеции, Германии, Дании, США, Польши, законодатели и во многих других странах также всерьез озабочены этой проблемой. Хотя химическая кастрация не меняет психики педофила и не гарантирует полного отсутствия рецидивов, ее эффект равен 98 процентам. Поэтому введение ее в нашей стране стало бы действенной мерой в борьбе с растлением детей.
Первой страной Евросоюза, которая ввела химическую кастрацию для педофилов, стала Польша. До этого такая мера применялась лишь в некоторых штатах США. Подобные положения имеются в законодательствах Швеции, Германии, Дании.
В Польше закон о введении фармакологического лечения педофилов действует с 2010 года и предусматривает химическую кастрацию для лиц, которые изнасиловали детей младше 15 лет или совершили инцест.
В декабре 2009 года глава правовой комиссии Рийгикогу Кен-Марти Вахер предположил, что химическая кастрация педофилов может быть введена в Эстонии уже в 2011 году.
Однозначного мнения об эффективности хирургической и химической кастрации нет. Многие ученые убеждены, что сексуальные извращения вызваны расстройством психики и лечатся разве что средствами психотерапии, но никак не хирургическим путем.
Тем не менее в Чехии хирургическая кастрация осужденных за преступления на сексуальной почве практикуется с 1978 года. Процедура проводится на добровольной основе. После отбывания срока осужденный не может выйти на свободу, пока врачи и суд не решат, что он перестал быть опасным для общества. Для этого ему назначают лечение в психиатрической больнице, которое может длиться несколько лет. Однако пациент может избежать этого, добровольно согласившись на кастрацию. В апреле этого года Совет Европы потребовал от властей Чехии отказаться от такой практики, считая ее "инвазивной, необратимой и наносящей увечье". Но пока чехи стоят на своем.
Известны случаи, когда сексуальные маньяки сами просили провести им химическую кастрацию. В 2006 году итальянец Натале Терцо, изнасиловавший 20 детей, просил, чтобы его подвергли химической кастрации. Иначе, утверждал этот 60-летний сексуальный маньяк, оказавшись на свободе, он вновь "совершит ошибку".