Являться на Альбион к деловому компаньону с подарочком становится отныне предприятием крайне опасным.
В Соединенном Королевстве вступил в силу закон о борьбе со взятками, заменивший старый, образца 1889 года. По определению многих экспертов, он просто драконовски суров, не оставляя практически никакого пространства для маневра тем, кто практикует "смазывать колеса" бизнеса мздой и подношениями.
Амбиции нынешнего коалиционного правительства запальчивы: поставить деловую репутацию Британии выше подозрений и занять лидирующие позиции в глобальной войне с коррупцией. На сегодня коррупционный индекс, ежегодно составляемый Transparency Internаtional, определяет Британию номером 20 в списке из 178 государств. И хотя замыкать двадцатку, казалось бы, не так уж и скверно (США идут на 22-м месте, Россия - на 154-м), влачиться позади большинства стран ЕС Соединенному Королевству все же зазорно. Да и Организация экономического сотрудничества и развития давит на Британию, требуя, чтобы она "подтянулась". Проблемы с ней состояли доселе в том, что будучи подписантом под конвенцией по противодействию взяточничеству, на деле Британия не спешила тащить своих взяточников в суд. Мешало ей в этом законоположение, требующее доказательств тому, что взятка была организована высоким должностным лицом той или иной компании. Тогда как доказать сие далеко не всегда представлялось возможным. Подобные "уловки" были нынче сняты. В своем новом антикоррупционном законе Альбион проявил бескомпромиссность, опередив в этом отношении американское антикоррупционное законодательство.
Новый закон регулирует и государственный, и частный сектор. Он запрещает так называемые "вознаграждения за упрощение формальностей". Обладая принципом экстерриториальности, новый закон делает своим субъектом все компании, которые занимаются бизнесом на его территории и вводят в обращение на здешних биржах свои ценные бумаги. Мало того, иностранная компания, оперирующая на территории Британии, будет находиться "под колпаком" у здешних надзорных органов даже в ее деяниях в третьих странах.
Глава британского антикоррупционного ведомства - Управления по борьбе с крупным мошенничеством - Ричард Олдерман еще до вступления нового закона в силу сказал, что России в этом смысле будет уделяться особое внимание. Он подчеркнул, что под его юрисдикцию подпадут в том числе российские компании, ведущие бизнес в Британии. И что юрисдикция будет распространяться на российских бизнесменов, если они окажутся вовлеченными в подкуп в любой другой стране мира, даже невзирая на то, что это никоим образом не будет связано с их предпринимательством на Альбионе. Кстати, британские борцы с мздоимством уверены, что их совместная работа с российскими коллегами поможет самой России в преодолении взяточничества.
Наказывать за взяточничество отныне будут в Британии тюремным заключением сроком до 10 лет и штрафами в неограниченном размере. Вопрос, что подпадает под определение "взятки", а что нет, прорабатывался с особой тщательностью. Принятие закона даже задержалось на три месяца, поскольку не до конца было ясно, считать ли взяткой оказание традиционного гостеприимства деловому партнеру. В итоге новый закон гостеприимство "в разумных пределах" дозволил.