За понижение ставок страховых взносов, скорее всего, придется заплатить гражданам, получающим высокие зарплаты. С годовых заработков от 512 тысяч рублей (примерно 43 тысячи рублей в месяц) предлагается брать отчисления в соцфонды. Сейчас с доходов после этой планки платежи не берутся.
Правда, высокие доходы будут облагаться по пониженной ставке - от 7 до 10 процентов. Во всяком случае, на таком варианте пока остановилось правительство, обсуждая проект бюджета на 2012 год.
Эксперты уточняют, что в итоге от такого решения пострадают не только работодатели, но и работники. Говорят, что в долгосрочном плане подобный ход фактически ничего не даст.
Речь, напомним, идет о долгоиграющей пенсионной проблеме. Именно для того, чтобы выполнить взятые перед пенсионерами обязательства, с этого года были повышены отчисления в соцфонды: с 26 до 34 процентов для всех предприятий и с 14 до 26 процентов для малых предпринимателей. Но это вызвало взрыв недовольства бизнеса. Ему сделали шаг навстречу - ставки взносов со следующего года должны быть снижены. Весь бизнес будет платить 30 процентов, малый неторговый - 20 процентов. Но тут же возникла другая проблема - чем прикрыть образовавшуюся от послаблений "дыру" в бюджете. По подсчетам, она составит 460 миллиардов рублей. Для того, чтобы компенсировать потери, возникла идея брать платежи с высоких зарплат.
Но это патовая ситуация, считает вице-президент "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. При новой норме на несколько лет резко сожмутся возможности для индексации зарплат. Под удар попадет инженерно-технический персонал - от металлургии до добычи, химическая отрасль, айтишники, сотрудники совместных предприятий, прогнозирует он. Пострадает в первую очередь средний класс - годовой доход в 512 тысяч рублей для крупных городов вовсе не является высоким. При этом положение бизнеса, сетует Данилов-Данильян, несмотря на объявленное снижение ставки, ухудшается: "Если раньше в другие юрисдикции в основном уходил крупный бизнес, теперь мигрирует и средний. Интереса работать в своей стране нет". Власти, считает он, не там ищут деньги и лишь перекладывают их из одного кармана в другой. Бизнес давно говорил, что вместо реформы ЕСН, которая и привела к нынешнему положению, надо увеличивать акцизы на табак и алкоголь, вводить более жесткое обложение в газовой отрасли и наконец разобраться с госраходами, напоминает собеседник "РГ". Пока из казны финансируются проекты, с которыми может справиться частный сектор, деловой климат лучше не станет, а следовательно, не будет возможностей для расширения налоговой базы.
Евсей Гурвич, руководитель экономической экспертной группы:
- Мы не можем уменьшить пенсии - ни с юридической точки зрения (так как это уже принятые обязательства), ни с человеческой - невозможно отнимать у людей то, что им только что дали. И поэтому снижение страховых взносов в соцфонды нужно как-то компенсировать.
Теоретически это можно было бы сделать за счет других доходов бюджета. Но он и так достаточно напряженный, и в ближайшие три года дефицит будет не меньше, чем 2,3 процента ВВП. При этом бюджетная поддержка пенсий будет расти: от 1,8 триллиона рублей в этом году до 2 триллионов в 2012 году и 2,5 триллиона в 2014 году.
Значит, нужно изыскать возможность хотя бы частично восполнить потери Пенсионного фонда за счет расширения базы пенсионных взносов. Один путь связан с повышением либо даже полной отменой "потолка" облагаемых зарплат. Однако в этом случае повышаются риски ухода бизнеса в тень. Второй путь - более мягкий: ставка 30 процентов взимается в пределах того же "потолка", а с зарплаты сверх этого взносы платятся по более низкой ставке. К этому пути , видимо, и склоняется правительство. Причем, отчисления будут идти на солидарные фонды, в "общий котел", а не учитываться при расчете пенсионных обязательств перед этими гражданами.
Общая налоговая нагрузка на бизнес при этом в целом снижается, но вдобавок еще и перераспределяется. Чем ниже зарплата в отрасли, тем большее налоговое облегчение она получит. А для отраслей, где средняя зарплата выше 60 тысяч рублей в месяц, величина взносов может даже немного вырасти. Но это грозит лишь наиболее "богатым" отраслям экономики - добыче нефти и газа и финансовому сектору.
Нужно еще учитывать, что хотя формально по страховым взносам платят работодатели, фактически основная часть дополнительной нагрузки все равно перекладывается на работников. Повышение ставок приводит к тому, что их зарплата растет более медленными темпами.
В принципе увеличение налоговой нагрузки на высокие зарплаты соответствует мировой практике. Практически во всех странах действует прогрессивная шкала подоходного налога, обычно устанавливается более высокий зарплатный порог по соцналогам. И таким образом поддерживается принцип социальной справедливости. Мне кажется, что порог необлагаемого минимума можно было бы поднять и у нас. Сейчас, как известно, он составляет 463 тысячи рублей в год, в 2012 году, с учетом индексации это будет 512 тысяч рублей. Это примерно в 1,6 раза выше средней годовой зарплаты. Тогда как в большинстве стран это соотношение колеблется вокруг 2,5 раза. Если приблизиться к их уровню, это позволило бы облагать высокие зарплаты по ставке не в 10 процентов, а ниже.
Но надо признать, что все эти шаги все равно не решают пенсионную проблему радикально. По моим расчетам, если мы хотим поддерживать соотношение средней пенсии к средней зарплате хотя бы на нынешнем уровне, то в условиях ухудшения демографических пропорций до 2050 года ставки пенсионных отчислений нужно повышать каждый год еще на один процент. Или каждые пять лет на один процент ВВП увеличивать бюджетный трансферт в Пенсионный фонд. Ясно, что это невозможно - такой нагрузки не выдержит ни бизнес, ни казна.
Поэтому нужно серьезно заниматься пенсионной реформой. Свои предложения по этому поводу уже озвучило минздравсоцразвития. С некоторыми из них я готов согласиться. Есть смысл увеличить минимальный стаж для назначения полной трудовой пенсии. В нашей стране он составляет пять лет, тогда как в большинстве стран - это 25-30 лет. Необходимо также как можно скорее решить проблему финансирования досрочных пенсий.
Но нельзя согласиться со сворачиванием накопительной системы, хотя она и требует совершенствования. Например, пока доходность пенсионных накоплений в Росси ниже инфляции, и это абсурдная ситуация. По данным ОЭСР, в среднем по выборке стран формирующихся рынков реальная доходность пенсионных накоплений за последние 15 лет составляла 8 процентов, в развитых странах - 4 процента. Кроме того, я считаю, нужно во-первых, вернуть базовые пенсии , существовавшие до 2010 года. Но право на их получение должны иметь только люди с низкими доходами. Мне кажется, несмотря на острые дебаты, нам все-таки придется вернуться и к вопросу о повышении пенсионного возраста.
Тем временем
Коэффициент замещения (соотношение средней пенсии к средней зарплате) в 2007 году составлял 22,9%, в 2008 году - 24,3%, в 2009 году - 27,9%. В 2010 году и по прогнозам на 2011 год он составляет 35,7 процента.