Главный элемент для первого энергоблока станции сплавили из Санкт-Петербурга по рекам, выгрузили с баржи и перевезли на стройплощадку. Монтаж намечен на декабрь, окончательный пуск - на 2013 год.
Корпус реактора, произведенный ОАО "Ижорские заводы", весит 330 тонн - иначе, как водным транспортом, доставить столь крупногабаритный груз целиком было бы почти невозможно. В общей сложности баржа на буксире прошла 3800 километров - по Неве, Ладожскому и Онежскому озерам, Волго-Балтийскому каналу, Волге и Дону. Последний отрезок пути, уже в Воронежской области, оказался наиболее сложным: из-за дефицита осадков и заиливания река сильно обмелела, судно то и дело норовило застрять.
Для выгрузки оборудования в паре километров от будущей АЭС-2 на Дону построили специальный причал, пригнали голландскую технику мощностью свыше 650 тонн и самоходные модульные транспортеры, способные выдержать сверхтяжести. В ближайшие месяцы корпус из высокопрочного сплава будет храниться на территории стройки, пока не закончится строительство внутренней защитной оболочки реактора и его шахты.
Видео: Игорь Филонов |
- Тепловая мощность реактора составит три тысячи мегаватт, которая обеспечит выработку 1200 мегаватт электроэнергии, - рассказал главный инспектор дирекции по сооружению НВАЭС-2 Владимир Зарубаев. Электричество двух строящихся блоков будет востребовано потребителями Центрального федерального округа, не исключено, что провода протянутся и к олимпийским объектам в Сочи - ближе к 2014 году энергопотребление там серьезно возрастет. В перспективе предстоит принять на себя нагрузку старых блоков, которые поэтапно выводятся из эксплуатации.
Сооружение второй АЭС в Нововоронеже, где до сих пор работает первая в Союзе промышленная атомная станция с водо-водяными реакторами (ВВЭР), - самый масштабный инвестпроект на территории Центрального Черноземья. Для страны это также знаковый процесс: последний раз запуск энергоблока "с нуля" проводился в 1994 году на Балаковской АЭС. Нововоронежскую станцию нового поколения строят с 2007-го по проекту "АЭС-2006".
- Выше производительность, лучше безопасность, длиннее срок эксплуатации, - охарактеризовал проект гендиректор ОАО "Атомэнергопроект" (генпроектировщик и генподрядчик строительства НВАЭС-2) Леонид Егоров. - Предусмотрена защита от землетрясения, цунами, урагана, падения 20-тонного самолета. Устройство локализации расплава, так называемая "ловушка", при любых авариях сможет неограниченно долго удерживать радиоактивные вещества. Служить эти энергоблоки будут не менее 60 лет, а после соответствующей модернизации - и того больше, такова мировая практика.
Впервые в России здесь установят реакторы ВВЭР-1200 мощностью 1,2 тысячи МВт. Максимальная мощность энергоблоков действующих отечественных станций, в том числе пятого блока НВАЭС-1, - тысяча МВт. По сходному проекту создана Тяньваньская АЭС в Китае (считается самой безопасной в мире), частично эти решения применяются при возведении станций "Куданкулам" в Индии, Ленинградской АЭС-2 и Балтийской АЭС. В дальнейшем аналогичным образом планируется строить Белорусскую и Северскую, а также Курскую АЭС-2.