Шесть генералов и 176 старших офицеров министерства обороны были привлечены к ответственности за коррупционные преступления. Ущерб превысил 620 миллионов рублей.
Такие тревожные факты вчера сообщил заместитель Генерального прокурора - Главный военный прокурор Сергей Фридинский на заседании коллегии Главной военной прокуратуры, где подводились итоги за полгода.
Особое внимание главный военный прокурор уделил армейским недугам. Один из наиболее острых - рост насилия в казармах. Жертвы - более 2 тысяч человек. Почти полк мирного времени. Причем большинство любителей помахать кулаками - призывники. И это при том, что срок службы по призыву сокращен практически до минимума. Если в прошлом году ими было совершено каждое третье зарегистрированное преступление, то за нынешние полгода - почти половина всех правонарушений (более двух с половиной тысяч). Солдат не только избивают их же "товарищи по оружию", но и вымогают у них деньги, грабят.
И эти преступления заметно выросли.
Насилие в войсках принимает характер бумеранга.
Пока военные прокуроры разбираются с ситуацией в казарме, командиры пытаются навести там порядок "солдатскими" методами - число рукоприкладств офицеров в этом году тоже выросло. Со старших офицеров берут пример младшие. К ответственности за насилие над подчиненными привлечены 75 молодых лейтенантов. Офицерам подражают сержанты, сержантам - рядовые и далее - в обратном порядке.
Другая болезнь - коррупция. Причем Главный военный прокурор обратил внимание на известный парадокс. Руководство минобороны, стремясь подавить коррупцию в войсках, организовало систему дополнительных выплат для офицеров. Рассчитывали вроде бы верно: прольется в войсках "золотой дождь" и смоет стимулы для злоупотреблений. А вышло несколько иначе. Начались поборы старших командиров с подчиненных. Самая нашумевшая история произошла в Липецком авиационном центре, где, как установили военные прокуроры, у военнослужащих было незаконно отобрано более 3 миллионов рублей.
Сергей Фридинский заострил внимание на злоупотреблениях при выполнении гособоронзаказа. Правительство выделило на военные нужды дополнительные средства. В нынешнем году они составят более полутора триллионов рублей. И тут же пошли в рост потери. На сотни миллионов.
Огромные средства тратит государство на жилье для военных. Вроде бы и средства государство выделяет, и дома строятся. Тем не менее прокуроры выявили более 3 тысяч нарушений. В курском и белгородском гарнизонах, как выявили проверки, построено 1,4 тысячи квартир. И стоят они... незаселенными. Долг перед эксплуатационниками перерос 23 миллиона рублей. А в то же время военным за поднаем жилья исправно выплачивалась компенсация. Всего - 9,6 миллиона рублей. Зато в Ярославле бодро распределили среди офицеров более 300 квартир в домах, строительство которых заморожено.
Не утихает процесс растаскивания армейского имущества и земли. По требованию военных прокуроров был снят с реализации военный городок в Краснодаре. Стоит он более полутора миллиардов рублей. Продать хотели в три с половиной раза дешевле.
Главный военный прокурор, конечно, попенял подчиненным за недостатки в работе. Но очевидно, что одной лишь военной прокуратуре не справиться с грузом таких проблем. Их придется решать совместно с руководством минобороны в ходе продолжающейся военной реформы.
В целом, судя по выступлению, подчиненные Фридинского поработали достаточно: по их требованиям устранены почти 140 тысяч нарушений закона, отменено более 6 тысяч незаконных правовых актов. Восстановлены нарушенные права почти 300 тысяч военнослужащих и других граждан. Государству возвращено почти 700 миллионов рублей, привлечено к ответственности 16 тысяч нарушителей закона.