24.07.2011 23:02
    Поделиться

    В Москве прошел организованный великим тенором Пласидо Доминго международный конкурс вокалистов "Опералии"

    Всю прошлую неделю столица провела под знаком "Опералии". Путешествующий по миру международный конкурс вокалистов, организованный по инициативе Пласидо Доминго и проходящий при его непосредственном участии, в этом году принимала Москва. Организатором с российской стороны выступил Центр оперного пения Галины Вишневской, а сама прославленная певица представляла нашу страну в составе международного жюри.

    Открытие новых оперных звезд - сверхзадача "Опералии". Естественно, чудо происходит не каждый год, но за 18 лет существования среди его лауреатов такие известные певцы, как Роландо Виллазон, Нина Стемме, Эрвин Шротт, Инва Мула. Практически в каждом оперном театре мира можно встретить артистов, впервые заявивших о себе на конкурсе Доминго. России тоже есть чем гордиться: сразу несколько победителей "Опералии" прошлых лет регулярно поют в Москве: в Большом театре выступает Елена Манистина, в "Новой опере" - Василий Ладюк, в постановках Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко участвуют Алексей Кудря и та же Манистина. Карьерному взлету своих питомцев "Опералия" помогает с первого дня конкурса. В жюри обязательно входят специалисты по подбору певцов из крупнейших оперных театров. В Москву приехали представители таких грандов, как нью-йоркская "Метрополитен-опера", лондонский "Ковент- Гарден", парижский "Шатле" и барселонский "Лисеу". Так что даже попадание в число 40 участников, прошедших предварительный отбор и допущенных к первому туру, неплохая заявка и шанс на хороший контракт.

    Уже в первый день жюри получило хорошую возможность ненавязчиво продемонстрировать публике свою компетентность.

    В выборе репертуара участников практически ничто не ограничивает, а номер, с которым он предстанет перед аудиторией, каждый выбирает себе сам. Наверное, возможен вариант, при котором абсолютно уверенный в себе певец решит немного потемнить и прибережет наиболее выигрышный для себя вариант на второй тур, но более логично предположить, что большинство стремится произвести максимально хорошее впечатление с самого начала. Так композиторы первой половины XIX века обязательно писали для каждого героя "выходную арию", в которой певец должен был раскрыть характер героя и заодно показать свои технические возможности.

    И одним из первых впечатлений "Опералии" стала не всегда адекватная оценка конкурсантами своих сильных и слабых сторон. Очень многие начинали свое выступление с арий Моцарта, но, пожалуй, лишь сопрано из России Ольга Пудова и бас из Польши Адам Палка сделали это с успехом. Другим же, обжегшимся на внешней простоте моцартовского стиля, жюри подсказывало более верный путь к успеху. Так, одной из участниц был "прописан" Пуччини, другой - Гендель. И в том, и в другом случае произошла удивительная метаморфоза: в голосе зазвучали живые ноты, от скуки не осталось и следа, робкая ученица на глазах превратилась пусть в еще совсем неопытную, но артистку.

    Но все-таки основной задачей жюри была не наставническая работа с молодежью, а отбор реальных претендентов на успех. Два первых дня (на "Опералии" этот этап называется четвертьфиналом) прослушивания начинались в шесть вечера, а заканчивались уже после одиннадцати. Это были трудные, но плодотворные часы. Среди участников нынешнего года есть немало интересных певцов. Громко заявили о себе тенора Джаесиг Ли из Кореи и Рене Барбера из США. Ли стал триумфатором первого конкурсного дня, поразив публику лихо взятыми верхними нотами в Ah mes amis из "Дочери полка" Доницетти. Эта ария включает девять "до" третьей октавы и служит одним из эталонов головокружительной сложности репертуара бельканто. Теперь представьте всеобщее удивление, когда на следующий день Барбера повторил этот виртуозный трюк с еще большей легкостью и уверенностью.

    Лидером среди сопрано в первый вечер стала Ольга Бусуёч из Молдовы. Певица, которая стажируется в Италии у Миреллы Френи, выбрала для себя гимн Луне из "Русалки" Дворжака и заметно превзошла двух своих коллег по лирико-драматическому амплуа, исполнявших тот же номер. Во второй день блеснула Притти Йенде из ЮАР, также прошедшая итальянскую школу вокала.

    Полуфинальный раунд не перевернул конкурсную картину с ног на голову, но внес некоторые коррективы. Притти Йенде завершила его в статусе бесспорного фаворита среди женщин и главной любимицы публики. Солидный отрыв у мужчин обеспечил себе Рене Барбера, оказавшийся убедительным не только как виртуоз, но и как лирик (романс Неморино в его исполнении еще больше усилил в глазах публики сходство певца с Лучано Паваротти). Из тех, кто по итогам первого тура не выглядел кандидатом на звание лауреата, заметно прибавил чилийский баритон Хавьер Аррей.

    Все названные выше певцы вышли в решающий этап конкурса. Среди финалистов оказалось четверо россиян: помимо уже названной Ольги Пудовой это тенора Хачатур Бадалян и Сергей Поляков и баритон Константин Шушаков.

    Вчера вечером завершился финальный раунд конкурса. Лучшие из лучших пели в сопровождении оркестра. Этот день и расставил все окончательно по местам. Одной из традиций финала "Опералии" является появление за дирижерским пультом самого Пласидо Доминго. Замечательный певец аккомпанирует коллегам с той же высокой мерой ответственности, с какой дирижирует всем конкурсом.

    Прямая речь

    Российская газета: Господин Доминго, "Опералия" проводится начиная с 1993 года. Для чего вам понадобился этот конкурс, которому вы отдаетесь с такой страстью? Получается, что вы готовите себе конкурентов?

    Пласидо Доминго: Моей давней мечтой была возможность открывать новые имена. Вот почему сегодня конкурс стал очень важной частью моей артистической карьеры. На авансцену выходит новое поколение певцов, среди которых масса замечательных талантов. И мне хочется помочь этому поколению заявить о себе.

    РГ: Как вы оцениваете уровень нынешнего конкурса?

    Доминго: Как очень высокий. По регламенту мы должны были отобрать 20 полуфиналистов и 10 финалистов, но оба раза не смогли уложиться в эти лимиты, потому что сильных участников в этом году оказалось очень много.

    РГ: Не раскроете тайну, о чем вы говорите с коллегами, когда выбираете, какую арию дать исполнить очередному участнику?

    Доминго: Обычно мы совещаемся о том, какая ария позволит тому или иному артисту наиболее раскрыть свои возможности. Если он справился с технически сложным произведением, мы, скорее всего, предложим ему более простую арию, требующую эмоциональной тонкости. А когда сразу ясно, что певец проходит в следующий тур, можем позволить себе просто выбирать, что будет интересно послушать сегодня, а что позже.

    РГ: Есть ли в жюри, к примеру, эксперт по барокко или специалисты по конкретным голосам?

    Доминго: У всех членов жюри огромный профессиональный опыт, каждый из них способен дать экспертную оценку практически в любом случае. Важно, что среди них много людей, работающих в крупных театрах и они по-настоящему заинтересованы в поисках новых талантов.

    Поделиться