Макаревич, Девотченко и Шаов выступили в бывшем лагере для политзаключенных

Традиционно форум "Пилорама" прошел в Чусовском районе Прикамья, на территории бывшей колонии для политических заключенных "Пермь-36". В этом году главной темой для обсуждения стали события 1991 года и их влияние на нынешнее положение дел в России. Поэтому форум назывался "Мир несвободы и культура. 20 лет спустя".

Под дождем

30 июля, в день открытия форума, с утра шел нескончаемый ливень. Как пояснил участникам Виктор Шмыров, директор музея "Пермь-36", непогода на фестивале является уже традицией. Из семи прошедших фестивалей только один раз над его участниками было безоблачное небо - в прошлом, 2010 году.

Пермская "Пилорама" является уникальным мероприятием. Подобного форума нет ни в одном российском регионе. В Чусовском районе Прикамья, кроме обычной молодежной тусовки и музыкальных концертов, проходят многочисленные дискуссии на злободневные темы, выставки художников, показ кинофильмов. Кроме того, во время форума можно было пройти с экскурсией по бывшему лагерю для политических заключенных, ознакомиться с условиями их содержания. Помимо этого, впервые в этом году на "Пилораме" прошел театральный фестиваль с участием известных актеров, драматургов и режиссеров.

В работе трехдневнего фестиваля приняли участие Михаил Федотов, председатель совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, Владимир Лукин, Уполномоченный по правам человека в РФ, Арсений Рогинский, председатель правления международного общества "Мемориал", исполняющий обязанности губернатора Пермского края Игорь Орлов, губернатор Кировской области Никита Белых, Уполномоченные по правам человека из ряда российских регионов, иностранные ученые и исследователи, а также российские политики.

В культурной программе форума участвовали Тимур Шаов, Андрей Макаревич, Олег Нестеров, пермские, московские, петербургские, екатеринбургские актеры, коллективы и музыкальные группы.

- Мне очень понравилась идея проведения этого форума, - заявил Михаил Федотов, советник президента России. - Здесь соединяется прошлое и будущее нашей страны. Очень хорошо, что наряду с обсуждением самых животрепещущих политических тем на "Пилораме" звучит музыка, много молодых лиц. Мы не должны забывать свое прошлое, когда строим свое будущее.

Для проведения дискуссий организаторы отвели три павильона, каждый из которых был рассчитан на 50-60 человек. Однако помещения не вместили всех желающих. Те, кому не хватило мест, стояли в проходах, толпились около входа. 

За два дня на "Пилораме" прошло 16 обсуждений самых различных тем. Среди них были "20 лет спустя. Европа и мир" об итогах глобальных изменений в мировой политической жизни после крушения коммунистических режимов, "Треугольник "Государство, общество, бизнес" в разрезе налоговой политики, "Судьбы рока" (о развитии музыки в России, ее влиянии на гражданское общество).

Во время обсуждения судеб отечественной музыки, в котором принимали участие Андрей Макаревич, Олег Нестеров и другие известные музыканты, критики и продюсеры, не обошлось без вопросов о пермской культурной политике. Одна из участниц дискуссии попросила Макаревича позвонить пермскому губернатору Олегу Чиркунову с просьбой убрать из Перми "ужасные" памятники - такие, как деревянная буква "П" около железнодорожного вокзала и надкусанное кирпичное яблоко возле краевой библиотеки.

- Если я и позвоню, то только затем, чтобы поблагодарить его за продвижение современного искусства, - ответил Заслуженный артист России. - Искусство - не червонец, чтобы нравится всем. 
 Очень интересной оказалась дискуссия о службе государственной безопасности ГДР - совместная с немецкими исследователями.

Профессор Мартин Хайнеманн с коллегами подробно рассказал о том, как "Штази" (так называлась госбезопасность ГДР) следила за своими согражданами, ссылало их в немецкие и советские концлагеря - "Руссишен ГУЛАГ", как выразился ученый. Из 160 тысяч немецких политзаключенных 40 тысяч погибло в лагерях от голода и плохих условий.

- Сотрудники "Штази" в большинстве своем были порядочными людьми, - подытожил в конце Хайнеманн. - Все они верили в то, что их работа принесет благо Германии. Это понимали и те, кто пришел к власти после крушения ГДР. Из сотрудников "Штази" никого не привлекли к ответственности.

Театр без антракта

На театральной сцене "Пилорамы" два дня подряд блистал петербургский актер Алексей Девотченко, известный зрителям по своей роли честного оперативника в сериале "Бандитский Петербург".
 30 июля он представил моно-спектакль "Эпитафия" о судьбе русского эмигранта в Америке. Представление шло под проливным дождем. Актер, голый по пояс и босиком, полтора часа держал в напряжении зрителей, которые, закутавшись в дождевики или надев на себя полиэтиленовые мешки для мусора, внимательно слушали его и не расходились.

Эмоциональное воздействие было таково, что на следующий день, на второй моно-спектакль в исполнении Девотченко "Вальс на прощание", построенный на стихах Иосифа Бродского, пришли уже сотни зрителей. Да и погода к этому времени уже наладилась - не было ни дождя, ни ветра.

По мотивам Герасима

Программа "Пилорамы" была вся насквозь пропитана музыкой. В субботу зрителей буквально очаровал своими песнями яркий и невероятно талантливый Тимур Шаов. Его музыкальное выступление, названное "О чем молчал Герасим?", вызвало целую бурю восторга у участников гражданского форума. Больше двух часов подряд, несмотря на сильный ливень, зрители слушали Шаова и даже танцевали под потоками небесной воды.

В то же время музыкальные продюсеры, занимающиеся продажей альбомов известных музыкантов, высказали свое разочарование, говоря о состоянии музыкальной жизни в России.

- Ситуация с музыкой в полном провале, - сообщил продюсер Олег Грабко.

- Рок-музыки в России больше нет, - согласился с ним композитор Александр Пантыкин.

Но зрители, собравшиеся вечером на сборный концерт рок-групп, опровергли эти суждения. Сотни людей, в числе которых были и малыши, пришедшие с родителями, и достаточно пожилые люди, не говоря уже о молодежи, с удовольствием приветствовали приехавших музыкантов.

На сборной сцене, возведенной на берегу Чусовой, свои композиции представили группы "Центр", "Собаки Качалова", "Квартира №23", "Девять", "Штабеля", "США Зайцев".

Дождь не помешал концерту. Особенно яркими были выступления групп "Девять" и "Собаки Качалова". Харизматические лидеры этих коллективов привели в восторг зрителей, которые долго не хотели их отпускать со сцены.

После этого свое мнение, отличное от других, высказал известный музыкант Олег Нестеров.

- Сейчас благодатное время для музыки, - отметил он. - Молодые музыканты не думают о хит-парадах, у них впереди долгая, наполненная музыкальная жизнь.

Россия для всех

Все дни форума была открыта выставка "Россия для всех". В огромном деревянном срубе без потолка организаторы разместили 80 фанерных щитов с фамилиями известных россиян. Под именем уточнялась национальность знаменитостей, или кто в свое время затесался к известному человеку в родню. У исследователя русского языка Владимира Даля отец, оказывается, был датчанином.

Знаменитый писатель Александр Куприн был татарином…

Знакомые каждому россиянину фамилии Державин, Александр Невский, Суворов, Пушкин, Иисус Христос, Юрий Шевчук, Андрей Боголюбский, Циолковский и другие оказались не совсем русскими. У каждого в родне были представители других наций - французов, татар, мордвы, немцев, греков, шведов, евреев, половцев, поляков и других. Проект стал своеобразным ответом националистам, выдвигающих лозунг "Россия для русских".

Хотя "Пилорама" является внепартийным форумом, в отношении впервые приехавших сюда коммунистов не было предпринято никаких репрессий. Сторонники учения Карла Маркса установили в палаточном городке красные флаги и вывесили большие портреты Иосифа Сталина, Андрея Вышинского и Лаврентия Берия. На упреки демократически настроенных участников форума - нельзя в месте, где содержались в бараках жертвы коммунистического режима, пропагандировать образы и идеи советских палачей - коммунисты ссылались на существующую сейчас в России свободу слова.

Как бы оценил существующую сейчас в стране свободу слова товарищ Берия, коммунисты не ответили. А на заборе бывшей лагерной зоны висели портреты Андрея Сахарова. Соседство коммунистов и одного из их заклятых противников свидетельствовало о толерантности, царившей на "Пилораме".

Подводя итоги "Пилорамы-2011" Михаил Федотов отметил, что форум был очень насыщен и политическими, и культурными событиями, и каждый приехавший мог найти на нем, что угодно своей душе.

При этом советник президента России посетовал на то, что ему не удалось побывать везде, где хотелось.

- Много событий, - отметил он. - Но всюду не поспеть.

- В этом году удалось совместить музыкальную составляющую и проведение дискуссий, - сообщил Арсений Рогинский. - На мой взгляд, "Пилорама" уже переросла границы России и привлекла внимание зарубежных ученых и политиков.

Мнение о Пермском крае, как одном из самых из самых либеральных регионов России, поддержала Татьяна Марголина, Уполномоченный по правам человека в Прикамье.

- Несколько часов я общалась на форуме со своими коллегами из других краев и областей, - сообщила она. - Мои коллеги сказали, что проведение таких дискуссий, на таком уровне у них просто невозможно.

Закончилась "Пилорама-2011" грандиозным гала-концертом с участием Тимура Шаова, Андрея Макаревича, Олега Нестерова, групп "Отзвуки Му" и "Гроздья Виноградовы" и других. Заключительный концерт продолжался больше трех часов.

Директор музея "Пермь-36" Виктор Шмыров сообщил, что все музыканты, выступавшие на "Пилораме", осенью, зимой и летом 2011-2012 годов выступят с сольными концертами в Перми. Также он заявил, что проливные дожди, сопровождающие каждый форум, надоели как участникам, так и организаторам, и, видимо, сроки проведения следующей "Пилорамы" будут изменены.

Справка "РГ"

Музей истории политических репрессий "Пермь-36" был создан в 1994 году. Он расположен на месте бывшего лагеря, где отбывали наказание осужденные, приговоренные к строгому и особому режиму заключения. В 1972 году здесь стали размещать политических заключенных и военных преступников, сотрудничавших с нацистами во время Второй мировой войны. В 1988 году лагерь был закрыт в связи с отсутствием в СССР политических заключенных. После этого большая часть его сооружений была передана областному отделу социального обеспечения под размещение в старых лагерных бараках психоневрологического интерната. Впоследствии интернат освободил большинство построек для вновь создаваемого музея. Сейчас на территории участка строгого режима сохранились бывшие лагерные сооружения: один из четырех бараков, построенных в 1946 году, штрафной изолятор, медсанчасть, баня с прачечной, внутрилагерный штаб, водонапорная башня и туалет - все на территории жилой зоны, то есть той части лагеря, в которой заключенные жили. Здесь же сохранились аллея и рощица, посаженные заключенными в период реформ ГУЛАГа в 1948 году. С 2005 года здесь проводится международный гражданский форум "Пилорама". Главными его задачами являются обсуждение актуальных проблем современности, отечественной и мировой истории, гражданское просвещение "волшебной силой искусства", современных искусств.