Американский актер Арманд Ассанте дал эксклюзивное интервью "РГ"

В "КИНОклубе на Винзаводе" завершается ретроспектива зарубежных фильмов Андрея Кончаловского "Годы дальних странствий", приуроченная к дню рождения режиссера и выходу в свет коллекционного издания DVD с одноименным названием. Издание включает также книгу Андрея Кончаловского об истории создания этих картин.

В заключение ретроспективы покажут фильм 1997 года "Одиссей". Главную роль в нем сыграл Арманд Ассанте. Американский актер дал "РГ" эксклюзивное интервью.

Российская газета: Для начала - несколько слов о вашем Одиссее.

Арманд Ассанте: Это была эпопея! Съемки заняли семь месяцев. Снимали в Турции, на Мальте, острове Гозо и в Англии. Историю Одиссея невозможно пересказать: это одно из самых сложных произведений. Мы старались сделать историю о поиске собственного "я".

РГ: Сейчас вы снимаетесь в Казахстане - играете в фэнтези Марины Кунаровой "Обратная сторона 2: Охота за призраком". О чем фильм?

Ассанте: О том, что в будущем человечество окончательно перестанет контролировать себя. Я играю ученого, который все же пытается контролировать поведение людей в обществе.

РГ: Что вы знаете о российском кино?

Ассанте: Я видел несколько хороших русских фильмов. Михалков, Кончаловский, Бекмамбетов... Смотрел новый фильм Егора Кончаловского "Возвращение в А" - это очень талантливый молодой режиссер. Фильм предлагает другую точку зрения на войну в Афганистане. Он - о безнадежности попытки завоевать страну, которую не то что победить, а и постичь нельзя. Жизнь главного героя была разрушена - ради чего?

РГ: Как вы относитесь к тому, что фильмы становятся слишком технологичны, и это часто вредит их содержанию?

Ассанте: Самое пугающее - скорость, с которой развиваются технологии. Все эти визуальные эффекты невероятно быстро сменяют друг друга. Каждый кадр можно разделить на наносекунды - какое-то безумие! Это очень опасно! Потому что влияет на молодых людей на уровне подсознания. Это полный отказ от реальности.

РГ: Что вы думаете о будущем кинематографа?

Ассанте: Я уверен, что в течение следующих пяти лет многие фильмы будут сниматься на айфоны. И знаю продюсеров, которые уже пользуются таким способом. Но технологии не имеют решающего значения. Зритель хочет видеть историю человека - и ничего более.

РГ: Кинематограф сейчас переживает кризис?

Ассанте: Из-за кризиса в Америке банки перестали давать кинематографистам ссуды. Процветает пиратство. Из-за него фильм теряет до 90 процентов прибыли, и в итоге может заработать не более того, что потратили на его производство.

РГ: Как вам удается оставаться в такой прекрасной физической форме?

Ассанте: Я живу на ферме. У меня много животных и, когда я вожусь с ними, это хорошая физическая нагрузка.

РГ: Какими качествами должен обладать актер, чтобы быть востребованным?

Ассанте: Он должен обладать собственной киностудией (смеется).

РГ: Кем бы вы стали, если бы не были актером?

Ассанте: Занимался бы музыкой. Мне нравятся разные музыкальные стили. Классика, особенно итальянская опера - произведения Пуччини. Американская народная музыка. Люблю латиноамериканские ритмы, петь, танцевать. Я был профессиональным барабанщиком, как Ринго Стар (стучит по спинке стула). Когда снимался в "Королях мамбы", у меня была возможность попробовать себя во всех этих качествах.

РГ: Какая роль за всю вашу карьеру была для вас самой сложной?

Ассанте: Ницше в экранизации романа Ирвина Ялома "Когда Ницше плакал". Я работал с немецким переводчиком, чтобы понять смысл, который Ницше вложил в свои высказывания. Ницше я впервые прочитал, когда мне было 17 лет.

РГ: Считаете ли вы, что Ницше стал философом, потому что ему не повезло в любви?

Ассанте: Конечно! Жажда любви - вечная проблема человека. Я думаю, это оказало прямое влияние на его характер. Он жил как отшельник, погруженный в свои мысли. В этом была, если хотите, его трагедия: он ставил перед собой вопросы и сомневался в своих же ответах. И все время переписывал свои произведения. У него была идея, что все в жизни повторяется, и он пытался просчитать эти повторения математически. Эти идеи для своего времени были весьма вызывающими. Для меня Ницше - такая же фигура в философии, как Ван Гог в живописи.