Верховный суд России защитил святое право военных не уходить в отставку без крыши над головой. Очередное разъяснение гласит: человек, признанный ограниченно годным к службе, может оставаться в строю как минимум до тех пор, пока не получит квартиру.
Это аксиома. Но ее приходится повторять раз за разом из-за того, что некоторые начальники норовят уволить человека без жилья по любому поводу. Здоровье не позволяет служить на прежней должности? До свидания.
Такой "пустяк", что по выслуге человек заработал железное право на квартиру, в расчет порой не берется. Понятно, что каждому начальнику доброе сердце в грудь не вставишь. Но уважение к закону привить бы стоило.
Поводом для разъяснений послужило дело старшего помощника командира по боевому управлению одной из подводных лодок Северного флота. В опубликованных материалах он проходит, как заявитель К. Очередная медкомиссия признала его годным к службе с незначительными ограничениями. Это значило, что здоровье не позволяло человеку служить на прежней должности, однако он вполне мог занять какой-нибудь пост на берегу.
Правда, места на земле ему не предложили. "Сведений о том, что в период действия заключённого с заявителем контракта командованием рассматривался вопрос о его назначении на равные воинские должности, учитывающие установленные ограничения по состоянию здоровья, в деле не содержится", - говорится в материалах суда.
С другой стороны, быть может, офицер и сам не стремился на флоте, мы этого не знаем. Как бы то ни было, руководство было обязано поступить с ним по человечески: хочешь - служи, не хочешь - бери все что тебе положено. В беседах с начальством офицер сказал, что перед увольнением хочет получить квартиру.
"Из материалов дела следует, что в связи с признанием годным к военной службе с незначительными ограничениями (негодным к военной службе в плавсоставе на подводных лодках) старший помощник командира по боевому управлению подводной лодки К., общая продолжительность военной службы которого составляет более 10 лет, 11 августа 2009 г. обратился по команде с рапортом об увольнении после обеспечения жильём в городах Щербинке, Королёве или Зеленограде Московской области. В тот же день он подтвердил свой выбор в ходе индивидуальной беседы", - говорится в документе.
Однако начальство выбрало другой путь: человека уволили по сокращению штатов и без жилья. Удивительно, как могли флотские начальники запамятовать, что и по этой статье - "в связи с орг-штатными мероприятиями" - тоже нельзя увольнять без квартиры. Фактически, человека просто выбросили на улицу.
Наверное, любому офицеру, кто прослужил хоть сколько-то, ситуация покажется простой и понятной в правовом смысле: есть закон, и есть нарушение. Кажется, не надо иметь даже юридического образования, чтобы в этом разобраться. Однако делу потребовалось дойти до надзора в Верховном суде, чтобы все встало на свои места.
Верховный суд напомнил, что признание заявителя военно-врачебной комиссией годным к военной службе с незначительными ограничениями даёт ему право, но не обязывает его к досрочному увольнению с военной службы и не лишает права продолжить военную службу на должности, позволяющей выполнять воинские обязанности, соответствующие состоянию его здоровья.
"Выражая свое несогласие на увольнение до обеспечения жильем, К. свободно выбрал вариант реализации права на жилище путем получения жилого помещения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в период дальнейшего прохождения военной службы на должности, учитывающей установленные ограничения по состоянию здоровья", - говорится в документе.
При таких данных К., продолжает высшая инстанция, не подлежал досрочному увольнению с военной службы в запас, в связи с чем командующий Северным флотом обязан был обеспечить ему возможность проходить военную службу до получения жилого помещения на должности, учитывающей установленные ограничения по состоянию здоровья. "Несмотря на это, приказом командующего Северным флотом К. был досрочно уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления жилья", - говорится в обзоре.
Восстановить человека на прежней должности невозможно по здоровью. Однако офицера необходимо вернуть в строй до тех пор, пока не решится вопрос с квартирой. Таково решение Верховного суда России. "Таким образом, К. подлежит восстановлению на военной службе до получения жилого помещения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на должности, учитывающей установленные ограничения по состоянию здоровья, и с учётом положений ч.2 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", - говорится в обзоре.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, были установлены на основании имеющихся доказательств, Военная коллегия Верховного суда России отменила все состоявшиеся судебные постановления и, не передавая дело на новое рассмотрение, приняла новое судебное постановление об удовлетворении заявления К. В частном случае справедливость восторжествовала.
Понятно, что обзоры и рекомендации Верховного суда России не являются приказами для нижестоящих судов. Но в подобных вопросах люди в мантиях, выражаясь военным языком, должны держать равнение на позицию высшей инстанции. Обзоры, в том числе и с прописными истинами, должны быть ориентиром для судебной системы, ни больше, ни меньше.
Военные пенсии высшего командного состава Вооруженных сил РФ с 1 января 2012 года могут достигать 60 тысяч рублей в месяц. Об этом заявил "Интерфаксу-АВН" директор департамента бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа Минфина РФ Алексей Каульбарс.
"В законопроекте о новой системе денежного довольствия, который рассматривается в Госдуме, пенсию высшего командного состава армии и флота планируется рассчитывать с учетом так называемых командирских надбавок за особые условия и напряженность в службе, секретность и т.д. По нашим расчетам, военные пенсии этой категории офицеров и генералов будут составлять от 30 до 60 тысяч рублей", - сказал А.Каульбарс.
При этом он подчеркнул, что пенсии с учетом командирских надбавок будут насчитываться только офицерам и генералам, которые командовали воинскими частями постоянной готовности от бригады и выше, а также их заместителям. "Словом, это небольшая прослойка высшего офицерского состава", - подчеркнул директор департамента.
По его словам, для офицеров и генералов, находящихся на штабных должностях в войсках, а также начальников управлений и департаментов Минобороны и Генштаба, начальникам служб, такой механизм начисления военных пенсий не предусмотрен.
Каульбарс также сообщил, что денежное довольствие, в частности, командира мотострелковой бригады с 2012 года будет составлять около 180 тысяч рублей. "А пенсия этой категории офицеров может быть более 50 тысяч рублей", - отметил директор департамента.
Председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин ранее сообщил", что законопроект о денежном довольствии военнослужащих имеет прорывное значение для материального положения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей.
"Увеличение окладов неминуемо приведет к росту и военных пенсий. Законопроектом предусмотрен такой механизм их исчисления, который позволит увеличить пенсию в среднем на 60% по отношению к уровню 2011 года. Средний размер военной пенсии составит порядка 17 тыс. рублей", - сказал Заварзин.
Более того, отметил он, заложен и механизм ежегодного роста пенсий, причем дважды в год.
1. Признание заявителя негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности дает ему право, но не обязывает его к досрочному увольнению с военной службы и не лишает его права продолжить военную службу на должности, позволяющей выполнять воинские обязанности, соответствующие состоянию его здоровья.
Решением Северодвинского гарнизонного военного суда от 3 марта 2010 г. заявление К. удовлетворено частично.
Суд признал незаконным приказ командира воинской части в части исключения К. из списков личного состава части, а также его действия, связанные с отказом в увеличении заявителю продолжительности отпуска по личным обстоятельствам на количество суток, необходимых для проезда в отпуск и обратно, и возложил на командира части обязанность восстановить заявителя в списках личного состава воинской части до обеспечения жильём по установленным нормам с последующим исключением из этих списков и предоставить 12 суток отпуска.
В удовлетворении требований об отмене приказа командующего Северным флотом в части увольнения заявителя с военной службы, восстановлении его в прежней должности, отмене приказа командира воинской части в части сдачи дел и должности старшего помощника командира по боевому управлению и производстве с 1 декабря 2009 г. дополнительных выплат К. отказано.
Кассационным определением Северного флотского военного суда от 8 апреля 2010 г. решение суда изменено, на командира воинской части возложена обязанность изменить дату прекращения К. производства дополнительных выплат с 30 ноября на 16 декабря 2009 г. и обеспечить за этот период указанными выплатами через довольствующий орган. В остальном решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения.
В надзорной жалобе К. просил судебные постановления о незаконном увольнении с военной службы без обеспечения жильём для постоянного проживания отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
Рассмотрев материалы гражданского дела и доводы надзорной жалобы, Военная коллегия пришла к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в связи с признанием годным к военной службе с незначительными ограничениями (негодным к военной службе в плавсоставе на подводных лодках) старший помощник командира по боевому управлению подводной лодки К., общая продолжительность военной службы которого составляет более 10 лет, 11 августа 2009 г. обратился по команде с рапортом об увольнении после обеспечения жильём в городах Щербинке, Королёве или Зеленограде Московской области. В тот же день он подтвердил свой выбор в ходе индивидуальной беседы.
Изложенное указывает на то, что заявитель, признанный негодным к военной службе по имеющейся военно-учётной специальности, поставил своё увольнение в зависимость от получения жилья по избранному месту жительства после увольнения в запас.
Согласно подпункту "а" п.4 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы при признании его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность).
То есть признание заявителя военно-врачебной комиссией годным к военной службе с незначительными ограничениями даёт ему право, но не обязывает его к досрочному увольнению с военной службы и не лишает его права продолжить военную службу на должности, позволяющей выполнять воинские обязанности, соответствующие состоянию его здоровья.
Из этого следует, что, выражая свое несогласие на увольнение до обеспечения жильем, К. свободно выбрал вариант реализации права на жилище путем получения жилого помещения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в период дальнейшего прохождения военной службы на должности, учитывающей установленные ограничения по состоянию здоровья.
При таких данных К. не подлежал досрочному увольнению с военной службы в запас, в связи с чем командующий Северным флотом обязан был обеспечить ему возможность проходить военную службу до получения жилого помещения на должности, учитывающей установленные ограничения по состоянию здоровья.
Несмотря на это, приказом командующего Северным флотом К. был досрочно уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления жилья.
Согласно подпункту "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
При этом в силу ч.1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Содержание названных законодательных норм указывает на то, что увольнение военнослужащего в связи с организационно-штатными мероприятиями может быть реализовано при невозможности дальнейшего прохождения им военной службы и при его согласии на такое увольнение.
Между тем сведений о том, что в период действия заключённого с заявителем контракта командованием рассматривался вопрос о его назначении на равные воинские должности, учитывающие установленные ограничения по состоянию здоровья, в деле не содержится.
Таким образом, вывод суда о законности приказа командующего Северным флотом в части досрочного увольнения К. с военной службы в запас основан на неправильном применении норм материального права, в связи с чем требование заявителя о восстановлении на военной службе подлежит удовлетворению.
Что касается заявления в части восстановления К. в прежней должности старшего помощника командира по боевому управлению подводной лодки до получения жилья с последующим представлением командиром воинской части к увольнению в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, то его следует признать необоснованным ввиду невозможности заявителем исполнять эту должность по состоянию здоровья.
С учётом изложенного решение суда в части возложения на командира воинской части обязанности по удержанию заявителя в списках личного состава части без назначения на воинские должности с последующим исключением из этих списков после обеспечения его жильём не основано на законе.
Таким образом, К. подлежит восстановлению на военной службе до получения жилого помещения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на должности, учитывающей установленные ограничения по состоянию здоровья, и с учётом положений ч.2 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, были установлены на основании имеющихся доказательств, Военная коллегия отменила все состоявшиеся судебные постановления в части признания правомерным увольнения заявителя с военной службы без обеспечения жильем и возложения на командира части обязанности по удержанию заявителя в списках личного состава части без назначения на воинские должности до предоставления жилого помещения и, не передавая дело на новое рассмотрение, приняла новое судебное постановление об удовлетворении заявления К. в вышеуказанной части.
Определение по делу № 210-В11-3