Причиной затопления теплохода "Булгарии" 10 июля стала вода, попавшая в открытые нижние иллюминаторы во время шторма. Комиссия Ространснадзора вчера опубликовала результаты своего расследования причин этой трагедии, которая произошла на Волге.
Именно это "привело к возникновению значительного крена судна на правый борт и к последующему его затоплению", - считают в Ространснадзоре.
Тут надо пояснить, что у "Булгарии" иллюминаторы нижней палубы расположены практически по кромке воды. А 10 июля была сильная жара, судно старое и каюты внизу не оборудованы кондиционерами. Все иллюминаторы были открыты. Зная о такой опасности, команды, которые до этого ходили на "Булгарии", следили, чтобы иллюминаторы были закрыты внизу. Здесь же экипаж не обращал на это внимания. Перед выходом в водохранилища на судах внутреннего водного плавания должны задраиваться все иллюминаторы и люковые закрытия ниже главной палубы, в том числе в пассажирских каютах, констатировали в ведомстве. Однако экипаж судна проигнорировал это требование безопасности, а также не обеспечил контроль за его выполнением в пассажирских каютах. В ходе осмотра затонувшего судна водолазами было зафиксировано, что на левом борту дизель-электрохода было открыто 27 иллюминаторов, на правом - 11 иллюминаторов.
Капитан "Булгарии", несмотря на действовавшее штормовое предупреждение по силе ветра до 20 м/с и видимости на Куйбышевском водохранилище, не поставив в известность ближайшего диспетчера о предстоящем рейсе, принял решение идти в Казань. Кроме того, он вышел, не слив использованную воду. В ходе расследования было установлено, что при движении судна наблюдался крен на правый борт около 4 градусов. При осмотре судна после подъема были обнаружены четыре отверстия в корпусе с правого борта, в месте расположения цистерны для сбора сточных вод, общей площадью 44 квадратных сантиметров. Можно предположить, что арендатор судна, который получал за рейс 500 тысяч рублей, решил сэкономить на портовом обслуживании. А капитан судна не взял на себя отвественность остаться с полными сточных вод цистернами в порту.
Пытаясь восстановить хронику событий, комиссия предполагает, что "после начала поворота в левый борт судна ударил ветровой шквал под углом, близким к прямому. Из-за воздействия шквалистого ветра на площадь всего левого борта судно еще более накренилось на правый борт. Угол крена на правый борт составил 9 градусов. При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду. И через минуту в отсеки поступило около 50 тонн забортной воды", говорится в сообщении.
Буквально за 5-7 секунд произошло резкое увеличение крена от 15 до 20 градусов, в результате чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло, констатирует Ространснадзор.
Комиссия пришла к выводу, что "судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского речного регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию с неисправностями судовых механизмов". Тогда на "Булгарии" не работал левый - главный дизель-генератор. Кроме того, в корпусе было четыре отверстия для стока использованной воды. Не были обеспечены требования "Информации об остойчивости и непотопляемости судна". Ситуация усугубилось еще и тем, что экипаж был плохо подготовлен, недисциплинирован и не смог принять "необходимых мер безопасности".
Материалы расследования этой трагедии Ространснадзор направит в Генпрокуратуру.