В рамках создания инфраструктуры для освоения нефтегазовых месторождений арктического шельфа будет вложено около 21,5 миллиарда долларов, однако какие компании станут инвесторами, "РГ" выяснить не удалось.
Губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко заявил, что сразу несколько крупных компаний заинтересованы в его реализации. Он сказал, что "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) извещена о предстоящем строительстве. Этот проект не раз обсуждался с главой предприятия Романом Троценко. Сообщалось, что представитель корпорации якобы работает сейчас на месте подготовки к работам в Мурманске. Кто будет заказчиком кораблей, пока неизвестно, но среди них надеются видеть такие крупные частные компании, как "Новатэк", французскую Total и государственные "Газпром" и "Роснефть".
Согласно первоначальной идее проекта, предполагается создание сервисной компании, которая будет готова взять на себя затраты по созданию производственно-технической базы и инфраструктуры для строительства и сервисного обслуживания морского оборудования и транспорта для работ на глубоководье и в транзитных зонах глубоководья. Имеется в виду строительство 20 морских нефтегазодобывающих ледостойких платформ общей стоимостью 20 миллиардов долларов и сервисного флота из 50 судов, плавучих жилых модулей и модульных электростанций стоимостью в районе полутора миллиардов долларов. Учитывая, что к разработке арктического шельфа в России будут допускаться только крупнейшие компании, которым по силам будет компенсировать нанесенный окружающей среде вред, партнерами создаваемой сервисной компании называют серьезных участников рынка. Предполагается участие Газпромбанка, "Объединенных машиностроительных заводов", холдинга "Уралмаш Нефтегазовое оборудование" и многих других. Кроме того, в качестве потенциальных зарубежных партнеров называются сингапурская, корейская и китайская компании. Ожидается, что "Газпром" может построить до 2020 года на шельфе от пяти до десяти буровых платформ, а "Роснефть" примерно 2-4 за тот же период.
Проект будет реализован в портовой особой экономической зоне Мурманск. Производственную базу планируется организовать при поддержке регионального правительства, руководства местного судостроительного завода N35 и "Нерпы" которые включены в состав ОСК. Однако не говорится о вхождении ОСК в состав корпорации, да и сама компания не подтверждает этих планов. Губернатор области признал, что проект находится на ранней стадии развития, распределение долей в создаваемой сервисной компании будет напрямую зависеть от иностранных партнеров, но без ОСК его реализация будет попросту невозможна.
- Мы заканчиваем подготовку территории 35-го завода, - рассказал Дмитриенко, - после чего будет выделен участок под высокотехнологичное производство, где и будут совершать модульную сборку морских платформ.
На этом заводе сейчас завершаются работы по строительству "Приразломной", однако высказываются мнения, что для осуществления таких масштабных работ мощностей этого завода, равно как и "Нерпы", может просто не хватить.
Однако "РГ" в "Объединенной судостроительной корпорации" рассказали совсем другое. Там заявили, что не располагают никакими подробностями по данному проекту, об участии в нем компании не сообщалось.
- Проекты, в которых должны появиться крупные деньги, нередко возникают с инициации информационного повода. Правда, в большинстве случаев на этом жизнь проекта и заканчивается, - рассказал представитель ОСК.- В СМИ могут появиться сообщения с заголовками типа "Власти региона готовы вложить двадцать миллиардов долларов в некий проект". Но уже при прочтении заметки становится понятно, что власти региона говорят лишь, что охотно вложили бы 20 миллиардов, если бы эти деньги у них были.
Собственно, никто и не скрывает, что только на мощностях ОСК - на верфях, а также нескольких старых судоремонтных заводах и базах, недавно в полуразрушенном виде переданных сюда с баланса минобороны, сегодня возможно вести строительство арктической морской техники в российском Заполярье.
В корпорации сообщили также, что буквально в эти дни завершаются пусконаладочные работы на МЛСП "Приразломная". Первая в России и крупнейшая в мире морская ледостойкая стационарная платформа готовится покинуть Кольский залив и отправиться к месту постоянной работы - в центр одноименного нефтегазового месторождения. В рамках этого и целого ряда других арктических проектов ОСК теснейшим образом взаимодействует с руководством Мурманской области.
По упомянутому выше проекту, если он действительно существует в оформленном виде, включая и определение источника финансирования, в ОСК информацией не располагают.
- Кроме всего прочего, учитывая масштабы задачи, можно предположить, что для его осуществления ресурсов даже такого кредитно-финансового учреждения, как Газпромбанк, явно недостаточно, - поделился соображениями начальник пресс-службы ОСК Алексей Кравченко. - Скорее всего, в реальности речь идет не о конкретном проекте, а об инициативе группы энтузиастов освоения Севера, которые хотели бы подключиться к процессу с учетом его беспрецедентных финансовых и прочих перспектив и потенциальных выгод. Если у них действительно есть еще что-то кроме такого желания, что можно было бы вложить в дело освоения Арктики, то, как говорят моряки, "добро пожаловать на борт".
При этом ранее в ОСК неоднократно отмечали важность арктических проектов, заявляли о планах по созданию своей собственной сервисной компании для осуществления этих целей, а в концепции развития корпорации, принятой в прошлом году, это направление работы указывается как одно из приоритетных. В документе прямо сообщалось о строительстве буровых платформ и судов ледового класса для работы на шельфе, а также о необходимости создания комплексной базы сервиса и технической поддержки на площадках двух мурманских предприятий - филиала ОАО ЦС "Звездочка" и "СРЗ-35".
По предварительной информации, финансированием работ должен заняться Газпромбанк. Однако и здесь поспешили уверить - обсуждался лишь вопрос возможного участия банка в проекте, но не прорабатывались вопросы финансирования.