Второе за два дня нападение акулы на человека у дальневосточных берегов России побуждает задуматься: что это - тенденция или случайность? За комментариями мы обратились к специалистам в области морской ихтиофауны - в Институт океанологии им. П.П.Ширшова Российской академии наук и в Международный фонд защиты животных (IFAW).
Мария Воронцова, директор российского представительства IFAW, кандидат биологических наук:
- Рискну предположить, что это побочный результат потепления, вносящий коррективы в привычные пути миграции морских животных и крупных рыб, на которых, в свою очередь, охотятся акулы. Мы видим, что льды все дальше уходят от побережий. Моржи, тюлени и белые медведи уже не в состоянии преодолевать такие расстояния. Одни погибают, другие поневоле тянутся к берегу. И за ними с неизбежностью следуют морские хищники. Так что не стоит удивляться, что у наших берегов появляются чужеродные вселенцы, а традиционные виды ихтиофауны бесследно исчезают. Это все производные антропогенных факторов влияния на окружающую среду. Серьезные исследования показывают, что объем потребления на планете уже в 2,5 раза превысил ее возможности. То есть мы перепотребляем ресурсы, а значит, опасным образом нарушаем хрупкий биобаланс - и на земле, и в океане.
Дмитрий Астахов, ведущий научный сотрудник Института океанологии РАН, кандидат биологических наук:
- Я все же думаю, что это - аномальное явление и ожидать его повторения, пугая тем самым людей, нет никаких оснований. Вероятность новых эксцессов ничтожна мала. В южном Приморье существуют так называемые пульсирующие течения. Теоретически вместе с теплыми потоками воды к берегам могут подходить тропические виды фауны. В разные годы отмечалось появление ставриды, тунца и - в очень редких случаях - больших акул. Но человек не является специфическим объектом для их охоты. Даже если взять хрестоматийный пример - белую акулу. Да, они питаются крупными объектами - от рыб, каланов до морских котиков и тюленей. Но то, что случилось в Приморье, на мой взгляд, трагическая случайность. Подошедшая за рыбным косяком акула могла ассоциативно принять руки плывущего человека за привычный для себя объект питания - крупную рыбу или морского млекопитающего.
Подобные инциденты отмечались в 2010 году у берегов Вьетнама. Там было зафиксировано три нападения белой акулы, которые закончились смертью человека. Известны случаи захода белых акул в Средиземное море, и в Японском их тоже видели. Но это все исключения из правил. Да и то, что происходило недавно в Красном море, у пляжей Шерм-аль-Шейха - явление из ряда вон выходящее, хотя акулы там действительно водятся. Но их аномальное поведение было в известной степени спровоцировано людьми - не надо разбрасывать у побережья овечьи туши с проходящих мимо судов.
Тем временем
По сведениям ученых Дальневосточного отделения РАН, у берегов российского Приморья можно встретить двенадцать видов акул. Из крупных в северо-западной части Японского моря обычно встречается только сельдевая или лососевая акула. Формой тела она похожа на большую белую акулу и является ее ближайшей родственницей. Постоянно обитает у берегов Приморья и колючая акула (катран). Там же можно встретить японскую ковровую акулу и более крупную индийскую серую акулу. В теплые годы в воды Приморья изредка заходят тропические острозубая и азиатская кунья акулы, а также японский морской ангел. Как правило, все эти виды не опасны для человека. Другое дело - серо-голубая и большая белая акулы. Опасность для пловцов может представлять и акула-молот. В летний период, отмечают специалисты, она доходит не только до залива Петра Великого, но и значительно севернее - до Татарского пролива.