Ровно сто лет назад произошло похищение века - из Лувра была похищена Джоконда. 21 августа 1911 года смотрители Лувра обнаружили пропажу одного из величайших произведений искусства - портрета Мона Лизы, написанного в XVI веке итальянцем Леонардо да Винчи.
Все силы парижской полиции были подняты на ноги. Был уволен директор Лувра, который буквально за год до происшествия высокомерно пошутил, дескать, "совершить из музея кражу так же легко, как унести с собой собор Парижской Богоматери".
Все французские газеты и журналы на протяжении двух лет выходили с заголовками о пропаже и поисках шедевра, высмеивая при этом как полицию, так и сотрудников Лувра. Какие только слухи и предположения не ходили по Европе. По подозрению в краже был арестован известный французский поэт-авангардист Гийом Аполлинер. "Косились" СМИ и в сторону великого испанского художника Пабло Пикассо.
Сначала жандармы и журналисты полагали, что за возвращение Джоконды злоумышленники потребуют выкуп. "Пари-Журналь" громко заявил, что заплатит тому, кто сообщит хоть что-нибудь о шедевре. Однако с каждым днем вера в возвращение Моны Лизы таяла.
Но 13 декабря 1913 года к владельцу флорентийской галереи "Уффици" Альфредо Джерри обратился неизвестный, представившийся как Леонардо. Итальянец признался, что именно он украл шедевр. Похититель даже позволил галеристу взять портрет Моны Лизы на экспертизу. На вторую встречу Джерри пришел уже в сопровождении полиции.
На суде злоумышленник, которым оказался Винченцо Перуджиа, рассказал о том, как он сумел украсть портрет и о мотивах своего поступка. Выяснилось, что в момент похищения Джоконды он работал маляром в Лувре. Ему пришла в голову мысль похитить шедевр, чтобы вернуть его на родину. Видимо Винченцо не знал, что Мону Лизу вывез во Францию не Наполеон, а сам Леонардо да Винчи, который продал портрет французскому королю Франциску I.
Итальянский суд учел патриотические намерения похитителя и вынес ему довольно мягкое наказание - год тюрьмы. Затем срок сократили до семи месяцев.
Однако до сих пор достоверно не известно, вернул ли Перуджиа оригинал, или копию шедевра. Жители итальянского городка Думенц поставили памятную доску на дом, где родился "маляр-похититель". Они также уверены: оригинал портрета до сих пор находится где-то в городе.