29.08.2011 23:20
    Поделиться

    Педагоги не верят статданным об улучшении их жизни

    Перед первым сентября около 200 педагогов со всей России приехали в Москву, чтобы на форуме "Умная школа" обсудить качество образования, статус профессии, словом, обменяться мыслями, тревогами и надеждами накануне нового учебного года.

    Настроения, как выяснилось, в основном тревожные. Например, учитель математики питерского Физико-математического лицея N 239 Сергей Рукшин уверен, что сегодня учитель - одна из самых социально незащищенных профессий. И заниматься ему приходится абсолютно лишними вещами. Какими - наглядно показал его коллега учитель русского языка и литературы столичной школы N 57 Сергей Волков: "В начале года учитель должен представить проверяющим план занятий на год из 12 колонок: тема урока, домашнее задание и даже пробелы, которые он будет "заполнять" с учениками! Откуда мне в октябре знать, чего мой ученик не поймет на уроке в марте?! Это же абсурд!"

    Учителя клеймили реформы, говорили, что годами идет речь о повышении статуса учителя, но ничего не происходит, что с приходом ЕГЭ все, что спрашивают с педагога, - это "егэшные" баллы учеников. Что выделенные государством гранты в 500 тысяч рублей для молодых педагогов, кто отважится ехать работать в школы самых глухих районов страны, так и не стали стимулом. А тем временем на огромной цифровой панели учителям попытались "на пальцах" объяснить, что жизнь у них стала лучше. Оказывается, в 80-е годы ХХ века учитель получал в среднем 135 рублей. На эти деньги можно было приобрести 1,5 пары джинсов и сапог, половину телевизора, 2 стиральные машинки, 61 килограмм докторской колбасы. Сейчас средняя зарплата - 17400 рублей. Это уже 11 пар джинсов, 4,5 пары сапог, 1,7 телевизора, 67 килограмм докторской колбасы и те же две "стиралки"...

    - У нас не все плохо, - воодушевляла учителей телеведущая и общественный деятель Тина Канделаки, которая и придумала собрать педагогов в Москве перед 1 сентября. - С одной стороны, конечно, по результатам международного рейтинга успеваемости школьников PISA мы на последних местах. С другой стороны, государство нацелено на создание эффективной системы образования, отвечающей запросам времени. Государство создает форму, которую мы должны наполнить содержанием.

    Ей парировал директор московского центра образования N 109 Евгений Ямбург: "У меня ощущение, что корабль тонет, а мы обсуждаем детали обшивки. ЕГЭ, стандарты, качество образования - это все детали. У меня в школе две тысячи детей, среди них многие - с отклонениями, школа - адаптивная. Приходит девочка, которая на "входе" делает 60 ошибок, у нее так мозг устроен, болезнь. А на "выходе" делает 10. Какая динамика! Разве это не успех ее и ее учителя? А ведь на экзамене она получит твердый "неуд".

    В силу тотально генетической усталости, говорит Евгений Ямбург, у нас сегодня около 80 процентов детей с разными отклонениями, как бы это страшно ни звучало.

    - Но я, как директор, не имею права на отчаяние, - Ямбург произносит это как манифест. - "Плач Ярославны" - не мой стиль, хотя я вижу много тревожных вещей. И самая тревожная - отсутствие грамотной стратегии реформирования образования России.

    мнения

    Вячеслав Вахрамеев, учитель русского языка и литературы школы N 2, г. Сокол Вологодской области, лауреат конкурса "Учитель года-2010":

    - Я, например, не отделяю для себя статус учителя от его заработной платы. Есть предложение: давайте ставку в 18 часов сделаем приемлемой для педагога. Не надо заставлять нас брать по полторы, по две ставки, чтобы "свести концы с концами", как это происходит во многих школах. И не надо громких слов, что значительно повысили зарплату учителю. От какой исходной точки она повышается? В некоторых регионах зарплату повысили на 15 процентов от стимулирующего фонда. А у нас, например, этого фонда просто нет. Процент от нуля? Это же смешно. Мы опять не получим ничего.

    Ирина Пронина, директор Лежневской школы N 10, Ивановская область:

    - Когда я пять лет назад пришла работать в школу, моя зарплата директора была ниже зарплаты учителя. И меня это не остановило. Чтобы сейчас ни говорили и какие бы проблемы не стояли, я вернусь и буду работать и как учитель, и как директор, не хуже, а может быть, и лучше. Самое важное, несмотря на все проблемы, прийти к детям с открытой улыбкой и открытой душой.

    Татьяна Океанская, замдиректора школы N 67, г. Иваново:

    - Я одна воспитываю двух детей. Сын учится в школе, дочь в вузе. Мне хватает тех денег, которые я зарабатываю одна, чтобы содержать семью из трех человек. Человеку никогда не бывает достаточно денег. Но учителя - это те люди, которые живут не только личными интересами, но и глядя, как живет страна. Мы стараемся адекватно оценивать и свои возможности, и возможности государства.

    Игорь Карачевцев, директор гимназии N 166, г. Санкт-Петербург, победитель конкурса "Учитель года-2003":

    - Помните, как у Лермонтова: "Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть, я ищу свободы и покоя..." Хочется, чтобы школе и учителю дали передышку. Чтобы у учителя было больше времени заниматься педагогическим трудом, а не заполнением бумажек. К нам приходят дети, а значит, надо их учить и меняться вместе с учениками и миром. Правда, я не знаю ответов на некоторые вопросы. Например, как учитель-историк, я не понимаю, зачем в старшей школе предмет "Россия в мире"? Когда начинаю урок, не знаю, почему именно такой объем знаний надо давать, все ли пригодится в жизни?

    Ахтам Чугалаев, директор школы N 97, г. Ижевск, победитель конкурса "директор школы-2010":

    - Самое главное в нашей работе - дети. Они соскучились по нам, мы по ним. И это радует. Проблемы были, есть и будут. Основное сейчас - найти выход из тех экономических проблем, которые стоят перед системой образования в целом. Но школа все равно живет полной жизнью, пусть и не благодаря, а вопреки.

    Поделиться