В Смоленской области будут вести "орбитальный" мониторинг посевов

В регионе запущен проект в сфере космических технологий. Смоленские власти намерены вести "орбитальный" мониторинг ситуации на полях: в частности, оценивать состояние посевов. Кроме того, спутниковые средства слежения будут применяться для контроля за транспортом.

Областная целевая программа "Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Смоленской области" на 2011-12 годы с общим объемом финансирования 110,3 миллиона рублей была утверждена еще в сентябре минувшего года. В числе прочего областные власти намеревались создать совместно с федеральным космическим агентством центр космических услуг (ЦКУ). Новое учреждение появилось в январе 2011 года, и некоторые из поставленных перед его коллективом задач к концу лета начали решаться.

Полевая карта

- В этом году мы реализуем несколько пилотных проектов, один из них - в сфере АПК, - рассказала "РГ" заместитель начальника областного департамента по информационным технологиям Татьяна Щербакова. - В нем участвуют три хозяйства Починковского района, и мы пытаемся использовать космические снимки для обеспечения их нужной информацией: составляем контуры посевных площадей, начали создание соответствующих баз данных, которые впоследствии позволят анализировать изменение урожайности по годам. Это может показаться странным, но руководителям хозяйств ничего не пришлось объяснять, не пришлось уговаривать. Они бывали за границей, обменивались опытом с коллегами и прекрасно знают, какую информацию им может предоставить космос.

В этот проект интегрирована одна любопытная деталь - наблюдение за починковскими полями осуществляется не только из космоса, но и с меньшей высоты - с помощью беспилотного аппарата, разработанного одной из смоленских компаний. Это устройство помогает изучить ситуацию на тех участках, которые по какой-либо причине плохо просматриваются на космических снимках. Кстати, беспилотные аппараты в этом году работают в Смоленской области и на пожарных: ведя с их помощью наблюдение за лесами, сотрудники МЧС рассчитывают вовремя обнаружить очаг возгорания и пресечь его распространение.

Властям необходима карта реально обрабатываемых земель, возможность контролировать ситуацию на полях

Органам власти необходима карта реально обрабатываемых земель, представление о точных границах земельных участков, привязанных к кадастровому плану, возможность контролировать ситуацию на полях. Губернатор Сергей Антуфьев ежегодно требует от глав муниципальных районов увеличения посевных площадей, и те представляют соответствующие данные. Но увеличиваются ли посевные площади в действительности или местные чиновники привычно выполняют требования областного начальства только на бумаге, а провалы объясняют пресловутой "зоной критического земледелия"? Проверить достоверность этих сведений также можно по космическим снимкам.

Обеспечить наблюдение за полями в реальном времени пока нереально: с момента заказа до завершения обработки снимков проходит две недели. Кроме того, это достаточно дорогое удовольствие. Сам ЦКУ делать нужные региону снимки не может, и их приходится покупать у операторов по 20 долларов за квадратный километр территории. При этом их можно использовать для контроля за лесами и водными объектами, проверить, не ведется ли незаконное строительство на охраняемой территории, вырубка леса и так далее. В получении подобной информации заинтересовано множество муниципальных и областных учреждений - с помощью космических снимков можно существенно повысить эффективность своей работы. Но все упирается в средства. Миллиона рублей, выделенного из региональной казны, хватает только на маленький Починковский район. Надежда только на то, что с увеличением числа органов государственной власти и местного самоуправления, пользующихся космическими услугами, затраты уменьшатся.

Автобус под наблюдением

Второе направление деятельности ЦКУ - организация мониторинга транспортных средств с помощью ГЛОНАСС. Решение этой задачи не вызывает у специалистов особых проблем. Например, до конца года под контроль будет поставлено движение всех 117 школьных автобусов. Приемники, которыми они оснащаются, имеют тревожную кнопку и возможность двусторонней голосовой связи, то есть в случае аварии диспетчер, видя на карте, где находится конкретный автобус, немедленно получает сигнал SOS и начинает действовать - вызывает ближайшую скорую помощь, спасателей и так далее.

В скором будущем такая информационная система должна охватить всю территорию страны. На это направлена правительственная программа "Эра ГЛОНАСС", в рамках которой с 2013 года все транспортные средства начнут оборудоваться датчиками аварии. В Смоленской области дело школьными автобусами не ограничивается. К системе в скором будущем планируется подключить машины скорой помощи. В этом году датчиками оборудуют 10 машин в Смоленском районе, на втором этапе планируется оснастить приемниками 73 скорых помощи, обслуживающие, в числе прочего, магистраль М1 Москва - Минск. Датчики не только реагируют на аварийную ситуацию, но и передают в диспетчерскую полную информацию о движении автомобиля. Таким образом, речь идет о возможности и оптимизировать движение транспорта. Благодаря этому затраты на приобретение и установку оборудования представляются обоснованными - экономический эффект очевиден. Водитель, зная, что его машина находится под наблюдением, не рискнет съездить "налево". Об этом свидетельствует опыт станции скорой помощи в областном центре, где некоторое подобие такой информационной системы уже действует: расходы на автопарк сократились почти на 20 процентов. В следующем году под космический контроль в Смоленской области будут поставлены все машины скорой помощи.

Телематическая платформа, которая сейчас разворачивается в Смоленской области, позволит наладить наблюдения за тысячей автомобилей. Это делается в расчете на то, что к системе подключатся МВД, МЧС, предприятия пассажирского транспорта. Представителям различных структур и предприятий не придется дежурить в ЦКУ: вся необходимая информация будет автоматически отправляться в их диспетчерские пункты.

Трудности перехода

С подключением пассажирского транспорта к информационной системе пока много неясного. Транспортных предприятий много, и все они имеют разную форму собственности. Приобрести датчики для областных и муниципальных предприятий за счет бюджета можно, но как быть с частниками? По словам Татьяны Щербаковой, первоначально правительство ставило задачу оснастить пассажирский транспорт датчиками ГЛОНАСС к нынешнему лету, но реальная ситуация заставила перенести срок ее решения. Во-первых, расходы на приобретение датчиков ударят по частным перевозчикам, да и передача властям информации о своей работе им не очень-то выгодна. Во-вторых, должна быть прописана ответственность за отказ от оснащения этой аппаратурой пассажирского транспортного средства. Если в административный кодекс будут внесены соответствующие поправки, вести с перевозчиками переговоры станет легче.

- Информационные системы живут и развиваются только в том случае, если они кому-то нужны, - поясняет Щербакова. - Возможности огромные, но в каждом отдельном случае мы пытаемся найти то ведомство, которое заинтересовано в подобной информации. Если, например, муниципалитет субсидирует работу "скорой помощи", он заинтересован знать, насколько объем субсидии соответствует реальным затратам.

Кстати

На создание и развитие единой региональной навигационно-информационной системы коллективной безопасности из областного бюджета в 2011-2012 годах выделено почти 62 миллиона рублей. Еще 10 миллионов рублей направлено на создание системы дистанционного управления глобальным видеонаблюдением за обстановкой, включая общественные центры и коммуникации, с использованием базового картографического комплекта и трехмерной модели Смоленской области.