Главы антинаркотических ведомств Центральной Азии собрались в Кабуле

О необходимости проведения совместной антинаркотической операции в районе афганской провинции Бадахшан высказался глава ФСКН Виктор Иванов. Об этом он заявил на заседании Центрально-Азиатского антинаркотического квартета, в который входят подразделения по борьбе с наркотиками России, Афганистана, Пакистана и Таджикистана.

- Бадахшан, - пояснил Иванов, - является ключевым плацдармом функционирования всего "северного маршрута" наркотиков из Афганистана в Европу. Успешные примеры подобного сотрудничества уже были. В частности, после операции в Нангархаре в октябре прошлого года, когда были уничтожены четыре нарколаборатории, прошли еще четыре операции в декабре, январе и феврале. Было уничтожено около полутора тонн героина, почти четыре с половиной тонны морфина и 300 килограммов опиума.

По его словам, во время проведения совместной операции под названием "Осьминог", в России, Таджикистане и Афганистане были арестованы десятки крупных наркодилеров.

Рабочий график Виктора Иванова очень плотный. По прилету в Кабул главный российский наркополицейский сразу отправился на встречу с афганским коллегой, главой министерства по борьбе с наркоторговлей Зораром Ахмадом Мокбелом. С ним он обсудил вопросы информационного сотрудничества, планирования и реализации совместных оперативно-разыскных мероприятий в отношении лидеров и участников группировок, контролирующих наркотрафик из Афганистана через страны Центрально-Азиатского региона в Россию. Уже во время саммита Иванов эти же вопросы обсудил с гендиректором Антинаркотических сил Пакистана Сайед Шакил Хусейном и директором Агентства по контролю за наркотиками при президенте Таджикистана Рустамом Назаровым. Главы антинаркотических служб квартета также затронули вопросы управления границей и повышения качества борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Особенно острая дискуссия разгорелась по вопросу, почему афганский героин, несмотря на усилия всех стран по борьбе с ним, распространяется по всему миру в устрашающих количествах. Ведь сегодня в Афганистане стоит армада войск. "Только иностранных вооруженных сил, - заявил Иванов, - там находится четверть миллиона: 150 тысяч, про которых мы все знаем, и еще 100 тысяч из так называемых неправительственных вооруженных формирований США". Запад неоднократно заявлял, что воинские подразделения введены туда для войны с терроризмом. Но на уничтожение плантаций и нарколабораторий в Афганистане, с которых поступают деньги террористам, их мандат не распространяется. В связи с этим, как подчеркнул Иванов, сложился правовой вакуум, связанный с решением проблемы наркопроизводства в Афганистане.

На конференции глава госнаркоконтроля предложил конкретные шаги по борьбе с наркопроизводством в Афганистане на ближайшую пятилетку. В частности, создать Региональный антинаркотический стратегический координационный центр в Кабуле, который будет связан с Координационным центром совместного планирования в Иране.

- В любых наших решениях, - заявил Виктор Иванов, - мы должны исходить из того, что проблема афганского наркопроизводства в основе своей лежит вне Афганистана и определяется заказом со стороны глобальных транснациональных наркокорпораций.

Это уже второе заседание квартета. Первое прошло в декабре прошлого года в Москве под председательством Виктора Иванова. В нем приняли участие руководители антинаркотических ведомств Афганистана, Пакистана, Таджикистана. В качестве наблюдателей были приглашены представители российского МИДа, ООН, ОДКБ и США.