Как уже сообщала "РГ", минэкономразвития представило для публичного обсуждения законопроект о федеральной контрактной системе, который, по замыслу, придет на смену известному 94-му закону о госзакупках.
Новый закон в случае его принятия как бы поглотит закон действующий, поскольку помимо самой процедуры закупок он будет регулировать весь процесс - от прогнозирования государственных и муниципальных нужд до контроля исполнения заказа. Казалось бы, идея здравая. Между тем у данного законопроекта есть немало принципиальных противников, которые считают, что документ отнюдь не развивает систему госзакупок, а, наоборот, сворачивает ее.
В частности, говорят оппоненты, законопроект дает широкие возможности для "творчества" государственных и муниципальных заказчиков, создавая тем самым новые возможности для коррупции. Разработчики, разумеется, категорически отвергают такие обвинения. Они говорят о том, что правила проведения госзакупок чрезмерно забюрократизированы, что вызывает нескончаемые нарекания как государственных заказчиков, так и исполнителей. Поэтому предлагаемая логика такова: дать участникам процесса больше свободы, но при этом усилить ответственность за нарушения вплоть до уголовной.
Стан оппонентов возглавляет Федеральная антимонопольная служба, которая считает, что 94-й закон должен быть сохранен, но доработан. И готовит собственный законопроект с поправками. По данным антимонопольной службы, уже сейчас действующая система позволяет государству экономить до 200 миллиардов рублей в год, а в случае полного перехода на электронные аукционы и принятия предлагаемых ФАС поправок экономия, утверждают антимонопольщики, может достигать 1 триллиона рублей в год.
Пока трудно делать уверенные предположения, какая позиция в итоге победит. Поручение было дано министерству экономического развития - подготовить законопроект, согласованный с заинтересованными ведомствами. Однако срок исполнения поручения - 1 сентября - истек, а "согласия в товарищах" пока не наблюдается.
Впрочем, немного времени еще есть: как минимум месяц будет идти публичное обсуждение законопроекта минэкономразвития на страницах официального сайта министерства. Как уверяют в министерстве, они будут искать компромиссы с антимонопольной службой. Но, похоже, что в данном вопросе ФАС не готова к компромиссам.
"РГ" уже представила точку зрения минэкономразвития на перспективы развития системы госзаказа (см. N 195 за 2 сентября с.г.). Сегодня мы предоставляем слово оппоненту.
Михаил Евраев, начальник управления контроля размещения государственного госзаказа ФАС России:
- Подготовленный министерством экономического развития законопроект перечеркивает все, что было сделано хорошего за последние пять лет в сфере госзаказа после принятия 94-гозакона, и предлагает вернуться к госзаказам образца 2005 года.
Предлагается, чтобы заказчики сами решали, кого допускать к торгам. Заказчики могут сами решать, ходить на электронные аукционы или не ходить. Не хочет - не ходит. Также заказчики смогут в одностороннем порядке расторгать контракты. Если им не нравится поставщик, то контракт можно будет расторгнуть. Кроме того, заказчик по соглашению с поставщиком может изменить условия контракта, что делает изначально торги бессмысленными, бесполезными. Также предлагается урезать права предпринимателей на обжалование.
Общероссийский электронный портал предлагается заменить на что-то другое, только непонятно на что. Это ключевые моменты предлагаемого нам законопроекта. По сути, предлагается полный демонтаж государственного заказа в стране.
Министерство экономического развития говорит о том, что главное, чтобы был нормальный результат. А нам, кроме результата, важен еще и процесс. Поясню: если смотреть только результаты, тогда неважно, дают взятки или не дают, берут откаты или не берут. Неважно, пускают на торги другие компании или только свои. С таким подходом к экономике мы согласиться никак не можем.
Общественный контроль уже есть - многие средства массовой информации просто смотрят, что размещено на сайте госзакупок, и пишут об этом, и благодаря этому многие торги отменяются. Если же говорить про общественный совет, то никакой общественный совет правил не заменит. Это то же самое, что взять и отменить правила дорожного движения. А вместо них сделать общественный совет, который будет следить за тем, насколько все хорошо и правильно ездят по дорогам.
Мы разработали свой законопроект, который в ближайшие дни представим общественности. Это совершенствование системы государственного и муниципального заказа на основе той концепции, которую мы разработали и представили в марте. Мы получили более 50 положительных отзывов от регионов, получили положительный отзыв от "ОПОРЫ России", от Московской ассоциации предпринимателей, нас поддержал минфин. Мы получили положительный отзыв от Института Гайдара и даже от Генпрокуратуры.
Мы предлагаем совершенствование системы госзаказа на основе дальнейшего развития 94-ФЗ, внесения изменений в Бюджетный, Налоговый и Гражданский кодексы, в КоАП. Мы должны гордиться тем, что сделано за пять лет. И двигаться вперед по решению тех проблем, которые еще остаются. Мы предполагаем, что наш законопроект решит процентов 80 проблем, существующих в госзаказе, которые еще не решены. Обратите внимание: о злоупотреблениях в естественных монополиях, в госкомпаниях никто не говорит. Не потому, что их там нет - их там огромное количество. А потому, что о них никто не знает. А о госзаказе знают все. Потому что 94-ФЗ открыл все проблемы, которые есть в системе госзакупок. И это огромный плюс закона. Но это предлагается отменить. Такая позиция вызывает большое сожаление и поддержана быть не может.