Глава российского государства, прибывший для участия в Мировом политическом форуме в Ярославле, первым делом отправился в деревню Туношна, которая накануне в силу обстоятельств стала широко известна не только в России, но и в Европе. Самолет Як-42, на котором основной состав местного хоккейного "Локомотива" отправлялся в Минск на свой первый матч в новом сезоне, потерпел катастрофу. Не набрав необходимую высоту, самолет столкнулся с курсовым радиомаяком и упал на берег реки Туношонка.
К приезду президента основная часть поисково-спасательных работ уже была закончена. Следователи и спасатели изучали и убирали обломки воздушного судна, разбросанные по берегу, и уже прикидывали, как убирать хвостовую часть, которую по инерции выбросило в воду прямо около берега. "Все тела погибших подняты, отправлены на опознание", - доложил глава МЧС Сергей Шойгу на совещании у президента. Кроме того, спасатели видели один из бортовых самописцев, но пока не могут дать однозначной оценки его состояния. Второй самописец продолжали искать.
Дмитрий Медведев непосредственно на месте трагедии долго не задержался - лишь возложил цветы и отправился на обстоятельный разговор о будущем гражданской авиации и, вероятно, ответственных за эту аварию и серию других происшествий на транспорте лиц. В центре внимания, конечно же, оказался министр транспорта Игорь Левитин, но от всех вопросов он уклонялся, обещая все сказать чуть позже днем на брифинге.
Кроме Левитина в совещании приняли участие глава МЧС Сергей Шойгу, первый заместитель главы администрации президента Владислав Сурков и новоиспеченный полпред президента в Центральном федеральном округе Олег Говорун, которые в день трагедии одними из первых из чиновников оказались на месте ЧП. Также на совещании присутствовали губернатор Ярославской области Сергей Вахруков и заместитель председателя Следственного комитета Василий Пискарев.
- Хотел бы еще раз выразить свои искренние соболезнования родственникам и близким погибших, - еще раз выступил со словами сочувствия Дмитрий Медведев. - Это шок для всей страны, как обычно случается в случае катастроф.
Очередная авария заставила еще раз обратить внимание на вопросы безопасности полетов. "У нас есть с этим большие проблемы", - вынужден был признать президент, хотя, сам же вспомнил он, определенные решения ранее уже принимались. Не предвосхищая результаты следствия, глава государства готов уже сейчас делать выводы.
"Решения должны в том числе включать вопросы радикального изменения ситуации в области гражданской авиации, приобретения современных транспортных средств - хотя это очень большие затраты для бюджета, - причем независимо от страны их происхождения". Также он потребовал свести к минимуму так называемый человеческий фактор и, наконец, обратить внимание на то, как работают авиаперевозчики.
- Количество авиакомпаний должно быть радикально уменьшено, и сделать это надо в самые короткие сроки, - потребовал глава государства.
Разговоры о том, что в стране слишком много авиаперевозчиков, идут давно, но до сих пор никаких шагов для их слияния принято не было. Сейчас в России действуют около 130 авиакомпаний. Но 85 процентов регулярных перевозок осуществляют лишь 10 из них, сообщил глава минтранса, а большинство ЧП в воздухе происходит именно у компаний, осуществляющих оставшиеся 15 процентов. "Это статистика, которая свидетельствует, что эти компании ввиду недостатка средств плохо следят за своим парком самолетов", - еще раз убедился президент в своей правоте.
Сократить число компаний-перевозчиков будет достаточно просто. Во-первых, напомнил Игорь Левитин, с 2012 года в парке любого авиаперевозчика должно быть не меньше 10 воздушных судов с вместимостью каждого не менее 50 мест, а с 2013 года количество судов увеличивается до 20.
Дополнительно было принято решение, что все самолеты от 20 лет и старше должны к следующему году быть оборудованы системой предупреждения столкновения с землей и системой столкновения в воздухе. По признанию министра транспорта, до сих пор это сделали единицы авиакомпаний.
- Если сделали единицы, то их надо закрывать, - заявил Дмитрий Медведев.
- Но есть проблемы парка, - осторожно заметил Левитин.
Президент согласился, но дал понять, что этим придется заняться правительству и принимать "очень непростые решения". "Ценность человеческой жизни здесь должна быть выше, чем особые соображения, включая поддержку отечественного производителя, - считает глава государства. - Конечно, нужно думать о своих, но если они не способны раскрутиться, нужно покупать технику за рубежом. Я дам поручение правительству, это должна быть большая программа, нужны будут большие деньги".
Серьезной проверке предложено подвергнуть и летный состав отечественной авиации. "Там масса чудес происходит. Чего только не рассказывают", - отметил президент. Тех, кто работать не готов, надо "почистить". Тут глава государства вспомнил советские времена, где ничего подобного не было. Просто потому, что контроль был жестче.
Отдельная миссия - у администрации Ярославской области. "Нужно сделать все, чтобы закрыть все материальные проблемы в соответствии с законом и всеми международными соглашениями, которые действовали в отношении состава команды", - указал Медведев. Губернатор Сергей Вахруков сообщил, что область выделит каждой семье по 300 тысяч рублей, а мэрия Ярославля - еще по 150 тысяч. Плюс семьи пострадавших должны получить компенсации от авиакомпании, и еще им положены компенсации по контрактам хоккеистов с клубом.
Будущее клуба, у которого за плечами богатая хоккейная история, тоже на карандаше у главы государства. "С учетом того, что это была любимая команда и в Ярославле, и в стране, нужно думать о том, как возродить ее потенциал, и Лига (Континентальная хоккейная лига. - Прим. "РГ") должна сделать для этого все необходимое", - заявил Дмитрий Медведев.