Уже десять российских городов появится к концу года на гастрольной карте оперного спектакля "Царица", созданного Давидом Тухмановым, "Геликон-Оперой" под руководством Дмитрия Бертмана и Фондом просвещения "МЕТА". Осенний тур оперы о Екатерине Великой стартовал в Самаре.
Грандиозный проект гастролей оперного спектакля, разворачивающийся на несколько лет по городам России, можно считать единственным в мире. Оперу "Царица", повествующую о жизни Екатерины Великой, везут по городам и регионам России и уже показали в Москве, в Петербурге, в Краснодаре, Уфе, Челябинске, Оренбурге, Нижнем Новгороде. Осенний тур спектакля включает Самару, Красноярск, Владивосток, далее последуют Екатеринбург, Иркутск, города, связанные с историей царицы, среди которых - Севастополь. И надо заметить, что традиционные оценки в рамках художественных не исчерпывают сути этого проекта.
Спектакль создавался с просветительским, даже филантропическим импульсом с целью привлечения в оперу широкой аудитории, включая тех, кто, по словам постановщика Дмитрия Бертмана, "боится оперный театр, считая его скучной культурой для седовласых, и кто должен придти на спектакль и заболеть этим великим видом искусства - оперой". Именно поэтому Дмитрий Бертман, от которого по традиции ждут всяческих чудес режиссерского театра, поставил "Царицу" с артистами "Геликона" как "народную" оперу, оперу для всех - в доходчивом формате красочного музыкального шоу.
И результат превзошел ожидания: "Царица" третий год подряд собирает аншлаги, удерживая позиции самого масштабного и красивого оперного проекта в стране - соответствующего, кстати, атмосфере эпохи Екатерины Великой. В прямом смысле эта захватывающая дух зрелищность стала стержнем спектакля, вызывая энтузиазм публики, вряд ли видевшей что-либо подобное на оперной сцене. Достаточно только представить себе роскошную визуальную среду "Царицы", копирующую знаменитый золоченый интерьер Зеркального зала Царскосельского дворца, сотни горящих свечей, отражающихся звездными огнями в зеркалах, сотни костюмов, стилизующих придворную моду XVIII века. Весь этот лепной декор, стразы, пудреные парики, корабли, гвардейское оружие, завоеванные моря в видеопроекции - чтобы ощутить ту экспансию мощи и красоты, которая буквально изливается в зал со сцены.
В коммуникативном контексте с современностью эта идея оказывается весьма актуальной. Особенно, когда спектакль попадает в антураж повседневной российской жизни, во многих городах впечатляющей уже не культурными ценностями и рукотворной красотой, а своим проблемным состоянием. Та же Самара, волжский город с богатой культурной историей произвел впечатление тотальной руины. Об этом на пресс-конференции заявил и Дмитрий Бертман, для которого Самара связана с памятью отца, родившегося здесь: "Я просто в шоке, от того, в каком состоянии я увидел город, в каком безвозвратном состоянии находятся здания, как разрушены мои любимые улицы. Ощущение, что в городе прошла бомбежка. И единственная радость, что в таком великолепном состоянии находится оперный театр, который может служить примером того, как надо содержать город".
Только что отпраздновавший свое 80-летие Самарский театр оперы и балета действительно оказался идеальной площадкой для постановки "Царицы", не всегда вписывающейся в запущенные и неприспособленные для современных технологий театральные помещения российских городов. Театр год назад завершил фундаментальную реконструкцию, увеличил свои площади в два раза, украсил интерьер старинными люстрами и аппликациями из полированного уральского камня, модернизировался технически и теперь активно готовится к репертуарным обновлениям в афише. "Царица" стала символическим стартом нынешнего сезона в Самарском оперном театре, собирая оба вечера горячие аншлаги.
Публика аплодировала практически каждой сцене, стремительно разворачивающей не просто эффектную картинку, но и захватывающей веселым артистическим темпераментом - фирменным знаком геликоновцев, умеющих из любого материала вытянуть атмосферу радостного действа. Артистам не помешал быть "в ударе" даже унылый самарский бытовой фон с отключенной в городе горячей водой и проливным дождем, не прекращавшимся все дни гастролей. И особенно привлекало в "Царице" как раз внимание к человеческой персоне на сцене: три разноплановые и выразительные Екатерины разных возрастов - Елена Семенова, Светлана Создателева и Лариса Костюк, манерный шведский король Густав IV - мужское сопрано Олег Рябец, гротескный фаворит Платон Зубов в исполнении Василия Ефимова, порывистый Григорий Орлов - Вадим Заплечный, другие актерские работы были выстроены психологически филигранно., несмотря на несущуюся в панорамном формате махину зрелища.
Главным же потрясением для публики оказался геликоновский хор, артисты которого не только выделывали немыслимые с точки зрения совместимости с вокалом сценические трюки, но и с поразительной духовной тонкостью исполняли покаянные хоралы, приписанные Тухмановым в более поздней "московской" редакции партитуры. Знаменитый финал-апофеоз спектакля с выезжающей на публику копией петербургского памятника Екатерины, поднимающего фигуру царицы под колосники, переводил тон спектакля от сюжета к обобщенному монументальному пафосу, логично вытекающему из постановочной эстетики действия. Неудивительно, что этот спектакль уже звали показать на Бродвей.
Как заметил Дмитрий Бертман на пресс-конференции в Самаре: "Идея Екатерины II актуальна сегодня. Эта царица любила искусство и в своих государственных речах постоянно произносила слова "культура" и "искусство". Именно она создала в России атмосферу просвещения, обучила красоте. Екатерина вела переписку с великими философами, была автором оперных либретто, привезла в Россию великих архитекторов, показала деревянной России, что такое барочная культура. И, конечно, она не была временщиком. Она делала свою страну. И это именно ее эпоха подготовила "золотой век" русской культуры - эпоху Пушкина и Грибоедова".