Очевидцы: Непонятно, как из горящего Як-42 двое смогли выбраться живыми

В Институте хирургии им. Вишневского скончался нападающий ХК "Локомотив" Александр Галимов, пострадавший в авиакатастрофе по Ярославлем: у него было обожжено 90 процентов поверхности кожи.

Второй выживший в катастрофе, бортинженер Александр Сизов, переведен из реанимации в обычную палату. Следователи допросят его, как только позволит его здоровье.

На месте падения Як-42 оцепления уже нет, хотя бело-красные ленты кое-где еще ограждают к нему подступы. Но и их болельщики, не церемонясь, уже затаптывают.

Когда-то вполне сносная грунтовая дорога на улице Центральной села Туношна сегодня представляет собой сплошное грязное месиво - разбитую спецтехникой, ее щедро полил дождь, и пробраться по ней стоит немалых усилий. Однако болельщики ботинок не щадят и упорно пробираются туда, где оборвалась жизнь любимой хоккейной команды и семи членов летного экипажа. Едут отовсюду - из Ярославля, Костромы, Москвы, Иванова, более отдаленных регионов.

На воде - венки и цветы, на берегу - тоже. В этом теперь известном всей стране месте сливаются воедино три водоема - река Волга, река Туношонка и Вешенский ручей. Обычно заросшие высоченной травой берега Туношонки и ручья и стали точкой невозврата для 44 человеческих жизней.

Ныне в этом месте берега опалены и вытоптаны. О силе бушевавшего здесь огня  можно судить по тому, что на дачном доме, находящемся метрах в тридцати от воды,  расплавило облицовку, а в огороде обожгло капусту. Что самолет не упал прямиком в этот или соседний огород - великое везение.

Как выяснилось по прошествии нескольких дней, очевидцев трагедии очень немного - всего несколько человек.

Среди них жительница Туношны Марина.

- Я в тот момент вместе с двухлетней внучкой жгла костер у себя в огороде, - рассказывает женщина. - Вдруг вижу - из-за деревьев вылетает самолет и врезается в маяк. Я еще удивилась, почему он летит так низко.  А после этого удара о маяк я даже невольно подумала: ой, ведь он теперь не сможет взлететь! Но самолет, наоборот, вдруг  резко набрал высоту, хотя левое крыло у него было явно повреждено - он накренился на левый бок и летел как раненая птица, правым крылом вверх. И мотор у него работал как-то ненормально, со скрежетом. А потом самолет вдруг взял влево, пошел вниз, начал сшибать деревья и упал. Только тогда произошел взрыв, а не в воздухе, как говорят те, кто этого не видел. Взрыв был страшный, обломки летели во все стороны. Я так испугалась, что обломки долетят до нас, что схватила внучку,  выскочила  за ворота и убежала подальше.

Чтобы приблизительно понять, как все произошло, достаточно пройтись по территории аэропорта, расположенной за взлетно-посадочной полосой в сторону села Туношна. Сейчас в заборе, окружающем территорию аэропорта с этой стороны, сделан проем, в который выезжали пожарные машины и "скорые помощи". Очевидцы вспоминают, что в первые минуты после крушения самолета вся эта техника скопилась здесь, не имея возможности выехать, и пришлось выламывать ограждение. Этот проем сейчас затянут красно-белыми  сигнальными лентами.

 
Видео: Сергей Куксин

В нескольких метрах от забора валяются несколько кусков расплавленного алюминия. На одном из них видны ржавые болты.

- Это они за три дня от дождя заржавели или у нас самолеты такие? - спрашивает сама себя собирающая их женщина. - Мужу покажу.

Метрах в 15 от забора лежат обломки металлической конструкции - маяка, который Як-42 задел на взлете.

Когда видишь этот маяк, понимаешь, что с самолетом должно было случиться что-то из ряда вон выходящее, чтобы его задеть. Разыскивая эту "первопричину" несчастья, корреспондент "РГ" спрашивала о ней дачников и все не могла понять, где же она: все показывали на два крохотных строеньица и приземистую металлическую конструкцию.

- Да вон эти палочки! Это и есть маяк, туда идите, - объясняли туношенцы.

"Палочки" - высотой метра три. И находятся они у самой границы аэропорта, у забора. Они почти полностью разрушены - уцелела лишь левая часть маяка. На месте валяются красно-белые обломки. Поломаны крыши расположенных за маяком служебных  строеньиц, еще более низеньких, чем маяк.

Вдали виднеется край взлетно-посадочной полосы. Если идти  от маяка в ту сторону, очень скоро натыкаешься на следы, явно оставленные шасси самолета. То есть Як-42 выехал за пределы полосы, прокатил по траве метров 400  и начал подъем практически перед самым маяком.

- Да я гляжу - вдруг самолет выскакивает из-за холма, - вспоминает женщина, дача которой находится неподалеку от забора аэропорта. - Я такое вижу впервые. Взлетающие самолеты в этом месте уже высоко бывают, а тут -  почти у земли… Потом один из работников "Туношны"  рассказывал: смотрю, говорит, самолету уж давно взлететь надо, а у него все еще пыль из-под колес…

Перелетев забор аэропорта, Як-42 сбил невысокий металлический столбик с сигнальным огнем, задел второй такой же столбик и ушел влево, к Вешенскому ручью, срезав по дороге еще березу и сосну… От забора аэропорта самолет пролетел не больше пятисот метров.

Все, кто видел последующий взрыв, не понимают, как из этого пекла двое смогли выбраться живыми. Это воспринимается как чудо.

Николай Мурадян, у которого в Туношне дача, тоже наблюдал за самолетом ("Я все самолеты провожаю", - признается). Сделал несколько кадров на месте его падения.

- Спасать там было уже некого, - рассказывает он. - Люди сгорели заживо.

В воскресенье, когда дачников пустили к своим участкам, многие из них пришли к месту трагедии с хризантемами и астрами.

Информацию о том, что 7 сентября в связи с Ярославским политическим форумом в аэропорту был аврал, туношенцы не подтверждают.

- Да спокойно было, - говорят они. - Вот в прошлом году за один день несколько десятков бортов приземлилось, это было заметно, да. А в этом, наоборот, было спокойно почему-то, кто-то прилетел 6 сентября, кто-то утром 7-го. Да и самолетов там немного стояло. Ведь если в аэропорту ажиотаж, мы все это видим. Не было ничего этого.  

Так что же было? Ответа на этот  вопрос пока нет…