Встречи с морем новый корабль "Северодвинск" ждал семнадцать лет

Вторые сутки экипаж и сдаточная команда подводной лодки "Северодвинск" присматриваются к работе основных систем корабля, впервые вышедшего в море.

Прежде такие смотрины происходили регулярно - спускали на воду и оправляли на испытания по несколько атомоходов в год. А тут случай особый: головной корабль в серии многоцелевых АПЛ проекта 885 "Ясень" был заложен на стапеле "Севмашпредприятия" семнадцать лет назад, в декабре 1993 года. И уже тогда замышлялся как первый среди себе подобных атомных подводных лодок четвертого поколения. Никто и подумать не мог, что его рождение растянется на два десятилетия.

С первенца - особый спрос

Перечислять причины, отчего так произошло в распавшейся стране, смысла нет - все на поверхности и происходило на наших глазах. Но стоит отдать должное тем, кто не потерял веры в этот проект и довел его до стадии ходовых испытаний. В этом, безусловно, ключевая заслуга генерального конструктора Владимира Николаевича Пялова, всего коллектива СПМБМ "Малахит", где был задуман и спроектирован "Ясень". И, конечно, многолетний труд северодвинских корабелов.

Совсем не случайно головному кораблю новой серии официально присвоили имя города, где он был построен, а коллектив "Севмаша" и администранция Северодвинска установили шефство над этой подлодкой. Еще до того, как появилось имя собственное, за кораблем закрепили тактический номер - К-329. А в море его повел штатный экипаж под командованием капитана 1 ранга Сергея Митяева. Как и принято при таких испытаниях, рядом с военными моряками - опытная заводская команда во главе с ответственным сдатчиком корабля Валерием Добровольским.

В Беломорской военно-морской базе, куда временно приписан экипаж Сергея Митяева, как и на самом заводе и в конструкторском бюро "Малахит", на первый выход возлагают большие надежды. Ведь от того, как покажет себя головной корабль, зависит судьба всей серии. А за этим - перспективная программа вооружений и деньги гособоронзаказа, о чем никак не могут договориться Объединенная судостроительная корпорация и Министерство обороны России.

Между тем по информации из Военно-промышленной комиссии, госпрограммой вооружения до 2020 года предусматривается создание для Военно-морского флота России более десяти многоцелевых подводных лодок проекта 885 "Ясень". Ранее сообщалось о планах построить шесть таких АПЛ. Но министр обороны Анатолий Сердюков недавно открыто заявил, что "число подводных лодок и надводных кораблей для ВМФ будет существенно увеличено".

За "Казанью"

не занимать?

Сколько их окажется в действительности, никто сказать не может. Второй корабль той же серии (с именем собственным "Казань") заложили на "Севмаше" всего два года назад. Было заявлено, что это уже модернизированный проект, который вобрал все лучшее от головного "Ясеня", плюс все самые последние достижения инженерной и конструкторской мысли. Тогда же главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий публично заявил, что с 2011 года в России станут ежегодно закладывать как минимум по одной АПЛ.

Торжественной и во многом символической церемонии закладки "Ясеня-Казани" предшествовал визит на "Севмаш" главы государства и Верховного главнокомандующего Дмитрия Медведева. Под его руководством здесь было проведено совещание "О перспективах развития подводных сил ВМФ". Центральной темой стала тогда организация серийного производства кораблей в рамках принятой программы перевооружения. Эту стратегическую цель, отмечали участники совещания, нельзя терять из виду даже в условиях кризиса.

"То, каким образом мы сработаем, в том числе на Севмаше, - акцентировал Дмитрий Медведев, - зависит решение одной из ключевых задач, которые сегодня стоят перед нашей страной: завершить к 2020 году строительство боевого ядра Военно-морских корабельных сил Российской Федерации. Для этого у нас есть, безусловно, все возможности: и научная база для проектирования, и сама структура судостроительной и судоремонтной промышленности, и самое главное, есть наше желание этим вопросом заниматься". Тогда же на "Севмаше" Дмитрию Медведеву впервые показали головной "Ясень", он еще не покинул эллинг, но готовился к долгожданному выходу. Сегодня подводный охотник уже в Белом море. И пока большие начальники ведут в Москве затяжные дискуссии о больших деньгах и новых проектах, корабелы и военные моряки, не перекладывая ответственности друг на друга, должны профессионально делать свою работу. Пожелаем им в этом удачи.

Тем более что выход первый - совсем не прогулка. Программа испытаний в море, по неофициальным сведениям, была рассчитана на два месяца. И начать ее планировалось еще 20 августа. Теперь, вероятно, пришлось вносить коррективы.

АПЛ "Северодвинск" на ходовых испытаниях