В южных регионах России планируют создать советы содействия развитию туркластера, в которые войдут местные жители.
Компания "Курорты Северного Кавказа" намерена привлечь представителей общественности, которые и будут вести диалог с населением по вопросам развития туристических зон. Основная задача - найти приемлемые для всех сторон, соответствующие интересам управляющей компании туркластера и жителей регионов, способы решения возникших или потенциально возможных проблем.
- Мы заинтересованы в том, чтобы учитывать общественное мнение, - рассказал генеральный директор ОАО "Курорты Северного Кавказа" Алексей Невский. - Хотим донести до общественности всю информацию о проекте, помочь гражданам разобраться в том, что происходит и будет происходить на наших строительных площадках, получить мнение разных слоев населения и работать при поддержке местных жителей.
Но не является ли подобное начинание лишь данью модной нынче тенденции создавать общественные советы? И сможет ли новая структура реально влиять на ситуацию?
- На наш взгляд, это, в общем-то, достаточно позитивная инициатива, - считает аналитик одной из управляющих компаний Максим Клягин. - Естественно, подобные советы вряд ли смогут кардинально влиять на стратегические решения. Вместе с тем, с точки зрения формирования связей с общественностью, возможно даже в сфере разрешения спорных и неоднозначных вопросов, которые могут возникать в ходе нового строительства, а также в части социально-экономического вовлечения населения в реализацию проектов туристско-рекреационного сектора СКФО, подобный инструмент может быть вполне эффективным.
По словам Невского, уже на начальной стадии реализации проекта у людей возникает множество вопросов, связанных, в основном, с недостаточной информированностью или с получением искаженных и недостоверных сведений. В целом, население одобряет создание туристического кластера, так как, по мнению местных жителей, это приведет к появлению новых рабочих мест и улучшит социально-экономическую ситуацию в регионе. И тем не менее - и это отмечают в КСК - людей беспокоят вопросы защиты окружающей среды, сохранности духовных и культурных традиций, соблюдения их гражданских прав, перспективы трудоустройства.
В компании обещают, что представители совета содействия смогут принять участие в разработке и экспертизе проектов, подготовке практических рекомендаций, мониторинге выполнения компанией ее обязательств и хода строительства.
КСК, по словам Невского, обратились к администрациям глав регионов, органам исполнительной и законодательной власти, муниципалитетам, зарегистрированным на местах политическим партиям и движениям, общественным организациям и объединениям, профессиональным союзам с предложением назвать самых авторитетных жителей их регионов. Далее будут действовать простым математическим методом - наиболее часто повторяющиеся имена и войдут в списки общественных советов. В каждом регионе это 10 человек. Единственное ограничение - в нем не должно быть чиновников. Мнение всех членов новой структуры станет равноценным.
- Председателей не будет, все решения станут приниматься только большинством голосов, - отметил Невский.
Планируется также привлечь к этому выбору популярных региональных блогеров и с их помощью организовать интерактивное голосование. Заседания советов будут проходить не реже одного раза в квартал, результаты их работы станут доступными для общественности через портал компании http://www.ncrc.ru.
Андрей Казначеев, и.о. ректора Пятигорского государственного гуманитарно-технологического университета:
- Чтобы туристический кластер в СКФО был создан на деле, а не на словах, необходимо, в первую очередь, изменить отношение местных жителей к тем, кто приезжает к нам отдыхать. Как пример могу привести Черногорию. Гордые черногорцы, когда поняли, что на одной гордости денег не заработаешь, научились правильно принимать гостей в своей маленькой, но очень живописной стране. И в результате поток туристов к ним значительно увеличился.
Сегодня изменился контингент людей, приезжающих на отдых. Одни едут по профсоюзным и социальным путевкам, и им, в общем-то, достаточно безразличен уровень сервиса. Другие, в основном молодежь, отдыхает за собственные сбережения. У них требования к комфортному проживанию, питанию, обслуживанию, культурной и туристической программе совершенно иные. Люди не поедут во второй раз туда, где им нахамили за их же деньги. К тому же есть множество горно-лыжных курортов за рубежом, путевки на которые стоят не дороже, чем в Домбай или Приэльбрусье, а, что более важно, безопасность и сервис значительно выше.
К сожалению, сегодня на Северном Кавказе утеряна та инфраструктура, которая существовала в советское время, нет единой государственной политики, касающейся развития курортов. Эту нишу пытаются заполнить множество частных туроператоров и турагентств, но, на мой взгляд, попытки эти не очень удачны. На уровне представителей бизнеса идет "распил" федеральных дотаций, а деньги нужно вкладывать в развитие малого и среднего бизнеса (к чему совершенно справедливо призывает полпред президента РФ в СКФО Александр Хлопонин), технологий, сервиса, профильного образования. Для этого нужен приток специалистов извне, необходимо переориентировать местную молодежь на такие профессии, как менеджер по туризму со знанием иностранных языков, специалист по обслуживанию и приему, другие специальности из сферы сервиса. Недаром в Сочи существует "Институт гостеприимства", где обучают правильному приему и обслуживанию туристов. Когда поменяется отношение местного населения, особенно молодежи, к тем, кто к нам приезжает, и изменится ментальность, тогда и туристический кластер в СКФО будет приносить реальную экономическую выгоду.
Магомед Гаджиев, житель Махачкалы:
- В конце 1980-х годов, когда в Дагестан приезжали сотни тысяч отдыхающих, организовывались специальные курсы для желающих стать экскурсоводами. Я каждый год работал с туристическими группами из разных городов страны. Думаю, в первую очередь надо подумать о создании квалифицированного учебного центра для тех, кто будет занят в туристическом бизнесе.