Треть российских работников сегодня находятся вне закона

В ближайшие

дни минздравсоцразвития внесет совершенно новый для российской правовой системы законопроект о тарифах страховых взносов в систему обязательного медицинского страхования за неработающее население. Об этом сообщил вчера замминистра здравоохранения и социального развития Максим Топилин на совместной конференции министерства и Международной организации труда, посвященной развитию российского рынка труда и занятости в условиях инновационной экономики.

С принятием этого закона региональные власти вплотную столкнутся с проблемой неформальной занятости, которой до сих пор всерьез не занимались. Де-факто люди работают, но социальных отчислений не делают, налоги не платят. Что с этим делать? Похоже, готовых рецептов на этот счет у властей пока нет. Но их придется искать, потому что в противном случае региональные бюджеты могут не справиться с предстоящими расходами.

Международная организация труда (МОТ) также считает проблему "нестандартных контрактов" одной из важнейших на российском рынке труда. Исполнительный директор МОТ по вопросам занятости Хосе Мануэль Салазар-Ксиринакс отметил, что неформальная занятость, которая многие годы в России снижалась, в период кризиса вновь расцвела. По его словам, только в сырьевых регионах ситуация выглядит лучше. Впрочем, подчеркнул он, кризис спровоцировал эту проблему не только в нашей стране.

Российские работодатели тоже озабочены нелегальной занятостью. По оценкам Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), доля трудоспособного населения, занятого в неформальном секторе, в нашей стране с 2000 по 2010 год выросла с 20 до 35 процентов. Однако выступивший на конференции исполнительный вице-президент РСПП Федор Прокопов также не предложил вариантов решения проблемы. Зато сделал прогноз возможных действий правительства на рынке труда и их последствий.

По его мнению, есть два варианта. Первый - инерционный - предполагает точечные изменения, ориентированные на отдельные социальные группы. Он, с точки зрения РСПП, не приведет ни к увеличению мобильности рабочей силы, ни к ее качественному улучшению. По этому сценарию возможен экономический рост без создания новых рабочих мест, что, в общем-то, уже и происходит.

Второй сценарий - инновационный. Он приведет к созданию новых рабочих мест - более качественных с одновременным устранением устаревших, непроизводительных рабочих мест. Это значит, что рост безработицы неизбежен, если люди не захотят переучиваться и перемещаться к новым местам работы. Если правительство выберает второй сценарий, то, по мнению Прокопова и в его лице РСПП, в новой программе занятости необходимо предусмотреть: активное поощрение создания рабочих мест; новый подход к профессиональному обучению, подразумевающий обучение в течение всей жизни; реформу системы квалификации: обновление системы соцзащиты работников (в случае потери работы или неполной занятости); формирование гибких трудовых отношений.

Что касается последнего, то г-н Прокопов подчеркнул приоритет трудового договора, явно намекая на необходимость изменения Трудового кодекса. На это сразу же отреагировал глава ФНПР Михаил Шмаков: профсоюзы не приемлют так называемую гибкость Трудового кодекса, считая это нарушением прав трудящихся, ухудшением их социальной защищенности.

Не согласны профсоюзы и с тем, что мы будем вынуждены (согласно некоторым прогнозам) через 10 лет привлечь 10 миллионов трудовых мигрантов. "Если мы строим инновационную экономику, зачем нам эти 10 миллионов человек", - недоумевает г-н Шмаков.

Впрочем, это только начало дискуссии. Как сообщил Максим Топилин, сейчас в Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям началось обсуждение программы действий на рынке труда до 2015 года. По мнению представителя МОТ г-на Салазара, такое трехстороннее партнерство - хороший залог того, что будут приняты взвешенные решения.

Тем временем

Вчера минздравсоцразвития обнародовало результаты очередного мониторинга рынка труда.

С 25 августа по 7 сентября численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, сократилась на 2,1 процента, или на 27 835 человек, и составила 1 318 805 человек, что практически соответствует показателю докризисного октября 2008 года. За две последние недели число безработных снизилось в 80 регионах, в двух - Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах - выросло. Общая численность безработных, определяемая по методике МОТ, в августе оценивалась в 5 млн человек, или 6,5 проц. экономически активного населения.