В офф-программе I Евразийского фестиваля в Екатеринбурге состоялся камерный концерт Ямадзи Михо и Окада Митияки. За три дня до этого мастера выступали в Рахманиновском зале. Хрупкая Ямадзи-сан играет на кото - двухметровой длины струнном инструменте типа гуслей, а Окада-сан - на флейте сякухати, которая разбирается и помещается в небольшом футляре. Во время разговора корреспондента "РГ" с мастерами хогаку (традиционной японской музыки) появился еще один собеседник - изящная бабочка, залетевшая в филармонию приветом от Чио-чио-сан.
Российская газета: Насколько древние инструменты вы используете?
Окада-сан: Самому старому - 50 лет. Сякухати делается из бамбука, и из-за этого она легко ломается. Именно поэтому нет совсем старых инструментов. Сякухати отличаются длиной: чем короче, тем выше звучание.
Ямадзи-сан: Моему кото 30 или 40 лет. Инструмент делается из павлонии, материал легко впитывает влагу - соответственно, меняется и звучание. Струны изготовлены из нейлона, но раньше использовали шелк. Я играю тремя пальцами правой руки, надеваю на них цумэ ("ноготь" по-японски). Размер основания цумэ разный, в зависимости от толщины пальца. А накладки заменяются, потому что, во-первых, они стареют, а во-вторых, для разных мелодий используется различная толщина.
РГ: Электронный тюнер на кото выглядит как символ нашего представления о Японии - стране, где традиции сочетаются с высокими технологиями.
Окада-сан: Возможно, это одно и то же. Когда мы обращаемся к традиции, мы точно так же открываем для себя что-то новое, чего не знали раньше. Например, у вас в России принято ходить в церковь. У нас такой традиции нет, человек приходит в буддийский храм, когда он взрослеет, и видит, насколько это красиво, созерцает прекрасное изваяние Будды - и начинает любить это. Для нас познание традиции - это познание нового.
РГ: Насколько популярна сейчас в Японии традиционная музыка?
Окада-сан: Все мы, в том числе и я, выросли на европейской музыке. Около 20 лет назад было популярно движение по возрождению традиционной музыки, тогда мы ее воспринимали как нечто иностранное. И сякухати, и кото были очень популярны. Но сейчас их популярность падает, потому что есть много других развлечений. И дети все меньше хотят заниматься игрой на этих инструментах. К сякухати я обратился во время студенчества, хотя сначала играл на фортепиано, затем на гитаре исполнял рок. Я пробовал сыграть рок на сякухати, но получилось неинтересно.
Ямадзи-сан: Я занимаюсь кото с пяти лет. Переносить инструмент мне тогда не приходилось - он находился в доме учителя. Цумэ, конечно же, отличались - под размер детских пальцев. И затем, уже в университете, я училась как профессиональный исполнитель. Сейчас я создаю разнообразные композиции не только для кото - для кото и фортепиано, кото и скрипки и так далее.
РГ: Какую музыку вы предпочитаете слушать?
Ямадзи-сан: Американскую поп-музыку, особенно 80-х годов, Майкла Джексона.
Окада-сан: В последнее время я переслушиваю "Битлз", как раз вышел новый CD. И еще классику - Моцарта, Гайдна, иногда Рахманинова.
РГ: Легко ли зарабатывать традиционной музыкой?
Окада-сан: В Японии нет такой профессии - исполнитель на сякухати. Немногие могут позволить себе существовать одной только музыкой. Я, например, преподаю, исполняю концерты - и таким образом зарабатываю себе на жизнь. И Ямадзи-сан точно так же.
РГ: Каковы ваши впечатления от России?
Окада-сан: Я родился в сельской местности, где рядом жили русские эмигранты - бабушка с дедушкой. Они всегда были очень добры ко мне - и у меня изначально сложилось хорошее впечатление о России. Так что здесь у меня просыпается какое-то ностальгическое настроение.
Ямадзи-сан: Я впервые приехала в Россию и была удивлена, насколько все ко мне добры. Когда я была ребенком, Россия - тогда еще Советский Союз - имела довольно-таки пугающий образ. Но сейчас Москва показалась мне произведением искусства. И русская еда очень вкусная, особенно борщ и пиво. Около года назад заходил разговор о том, что я должна приехать преподавать в Московскую консерваторию. Тогда я не хотела, но сейчас мне настолько понравилась Россия, что я думаю, а почему бы и нет?