Полярники 39-ой экспедиции протестируют работу ГЛОНАСС в Арктике

Одна из новых задач, которая стоит перед полярниками 39-ой экспедиции "Северный полюс" - протестировать работу ГЛОНАСС в арктических широтах. Атомный ледокол "Россия" отправился на Северный полюс, чтобы найти в Арктике льдину, на которой предстоит год прожить новой экспедиции.

- Известно, что система GPS работает точно, и нам нужно набрать статистику - насколько по отношению к GPS точно работает ГЛОНАСС, - говорят ученые. - Над сушей проверить его работу просто, а над океаном наблюдателей практически нет. Так как наша система новая - полное орбитальное созвездие появилось только год назад, то ГЛОНАСС необходимо проверить, это наша новая задача.

"Россия" отправилась в Арктику в минувшую субботу из порта Мурманска. Два буксира помогли ледоколу отойти от причала, теперь "России" предстоит пройти около четырех тысяч морских миль - восемь тысяч километров. Путь лежит мимо Новой земли, острова Ушакова, мыса Арктический - то есть по Баренцеву морю в Северный Ледовитый океан, в Канадский арктический сектор. На картах в ходовой рубке красным маркером обозначена точка - 84,06 градуса северной широты и  156,54 градуса западной долготы - в эту точку несколько неожиданно придрейфовала льдина, на которой уже год трудятся ученые-полярники из экспедиции "Северный полюс -38". По словам бывалых членов команды, часто дрейфующую станцию снимают в районе между Гренландией и Шпицбергеном, но каждый раз направление дрейфа может оказаться непредсказуемым.

Ледокол везет для новой группы полярников снегоходы, трактора, бульдозер, дизель-генераторы, дизельное и авиационное топливо, и различные приятные в быту полярников мелочи - у ученых на станции впервые будет стиральная машина и опреснитель морской воды, позволяющий минерализовать воду, превратив ее в питьевую. До сих пор полярники топили лед.

Главная же задача экспедиции - найти подходящий для проживания и научных работ лед, которого с каждым годом становится меньше.

- Этот год был очень теплым в Арктике, почти как 2007-ой, когда площадь льдов сократилась до минимального размера, - объясняет Владимир Соколов, начальник высокоширотной арктической экспедиции института Арктики и Антарктики. - В 2007-2008 год мы в поисках льдины обошли большую часть акватории арктического бассейна и уже отчаялись найти подходящий лед. Были готовы пойти на крайние меры - высадить станцию на одну из наших законсервированных баз на мысе Баранном. Последняя надежда на таймырский ледяной бассейн - собирались провести там ледовую разведку.  Но накануне разведки вечером, в сумерки, ледокол неожиданно наехал на ледяное поле - штурман ошибся - и резко потерял ход. Мы исследовали лед и обнаружили его чрезвычайным по мощности. Но нашли его почти случайно.

По словам специалистов, лучший лед для размещения научной станции - это старая льдина диаметром в три-четыре километра и толщиной от трех метров и больше. Но таких льдов полярники не встречали давно, последнюю станцию, "Северный полюс-38", высадили на гигантское ледяное поле размером 8 на 12 километров, средняя толщина - полтора-два метра. Месяц назад льдина раскололось на несколько больших кусков, и сейчас станция находится практически на двух льдинах.

Для новой экспедиции с помощью спутника уже подобрали несколько вариантов для размещения - в непосредственной близости (12-15 километров) от старой станции или на гигантском поле на северо-востоке Восточно-Сибирского моря. Но данные спутника полярники будут перепроверять, облетая на вертолете лед и оценивая его "внешние  данные", наличие торосов.

Обосновавшись на льдине, 16 ученых-полярников -  метеорологи, гидрологи, гидрографы, гидрохимики - займутся "преемственными" работами: наблюдения за воздухом, снегом, водой и течениями ведутся в Арктике из года в год.

- Я буду замерять глубины по ходу дрейфа льдины, - рассказывает Дмитрий Волошко, гидрограф из гидрографической службы Северного флота. - Но главное не только определить глубину, но и место, в котором она находится. Это нужно для уточнения данных: раньше, в 60-70-х годах точность определения местонахождения оценивалась приблизительно, в радиусе нескольких километров, сейчас мы можем определить место с точностью до нескольких метров.

Данные глубин и отмелей, полученные с каждой дрейфующей станции, помогают скорректировать карты: на них до сих пор есть белые пятна. Где глубины указаны приблизительно  и в которых до сих пор никто никогда не бывал. Промерить в этих местах глубину океана - сугубо научный интерес, на практическое применение результатов  работа специалистов не рассчитана.