В Петербурге отметили десятилетие существования Морской коллегии при правительстве РФ. Юбилейное заседание посвятили подведению первых итогов и дальнейшей реализации Морской доктрины РФ до 2020 года и Стратегии развития морской деятельности РФ до 2030 года.
Морская доктрина РФ является ровесницей Морской коллегии, этот орган и создавался для координации деятельности федеральных министерств и ведомств по реализации положений документа. Теперь, подводя промежуточные итоги, директор Департамента политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ Константин Пальников отметил, что цели, не требующие значительных материальных затрат (например, приведение российского законодательства в соответствие с международным и выполнение обязательств России в области торгового мореплавания), выполняются на 100 процентов. В то же время "затратные" части доктрины - снижение срока эксплуатации судов под российским флагом и увеличение их суммарного дедвейта (общего веса грузов, которые принимает корабль), строительство вспомогательных судов - существенно отстают от графика. Так, к 2010 году средний возраст российских судов по плану должен был составить 24 года, в реальности - 27 лет. Из запланированных 19 вновь созданных и модернизированных спасательных судов введены в строй только 11 единиц.
- С вспомогательными судами ситуация самая тяжелая: это на 70 процентов запущенная тема, мы не строили и не заказывали их много лет, - отметил первый вице-премьер правительства России Сергей Иванов. - Требует внимания также вопрос с гидрографическими судами и передача навигационного оборудования, чтобы мы знали, с кого спрашивать.
Усилить свое присутствие в мировом океане Россия также намерена за счет строительства новых портов. Суммарный грузооборот российских портов уже и так превысил объемы Советского союза, несмотря на то, что с распадом СССР часть морских портов отошли другим государствам. Теперь правительством страны принято решение о строительстве океанского порта.
- В перспективе планируется развивать западную часть Мурманской губы, - отметил первый вице-премьер. - Это единственное место в России, где можно построить незамерзающий глубоководный океанский порт, не завися ни от каких проливов. И это не потребует дноуглубительных работ.
Сергей Иванов также напомнил, что в ближайших планах - строительство нового арктического порта Сабетта на Ямале. Его предполагается ориентировать на транспортировку сжиженного природного газа, в то время как океанский порт в Мурманской губе будет строиться, по словам Иванова, "с учетом интересов нефтяников".
Между тем, помимо глобальных задач, России в ближайшее время предстоит решать и вполне конкретные вопросы. В текущую сессию на рассмотрение в Госдуму будет направлен пакет законов о контроле за речными портами. С вступлением в действие закона, который откроет внутренние воды страны для иностранных судов, нагрузка на водные пути может существенно возрасти. На Северо-Западе одним из проблемных мест может стать Волго-Балтийский путь, который давно нуждается в модернизации. В частности, для увеличения пропускной способности необходимо построить вторую нитку Свирского шлюза. По словам Сергея Иванова, средства на проектирование этого объекта уже выделены, строительство планируется начать в 2013 году.
Тем временем
На международной конференции "Санкт-Петербург - морская столица России: транспортно-транзитный потенциал" представили стратегию развития портовой инфраструктуры России до 2030 года. Летом этого года "Росморпорт" закончил разработку двух важнейших документов на долгосрочную перспективу. Первый - это стратегия развития морской портовой инфраструктуры страны до 2030 года, которая ориентирована на развитие четырех портовых бассейнов - Северного, Северо-Западного, Южного и Дальневосточного, а также на несколько различных типов грузов - контейнерных, навалочных, наливных и так далее. Сейчас проект проходит официальное согласование, и в скором времени ожидается постановление правительства о принятии программы. Второй документ касался непосредственно компании Росморпорт и ее развития до 2015 года.