Новости

Справка, предоставленная чиновнику одного ведомства, будет действительна и для других

С 1 октября гражданам и бизнесу не придется тратить кучу времени на получение разных справок и документов. С этого времени вступает в силу норма закона, по которой федеральным органам власти запрещается требовать у получателей услуг сведения, которые уже есть в распоряжении других ведомств. Ведомства должны будут получать все необходимые документы друг у друга в электронном виде.

Об этом напомнил вчера замглавы минкомсвязи Илья Массух. Вопрос находится на особом контроле у руководителя аппарата правительства Вячеслава Володина. Так что больше никаких поблажек с очередным переносом сроков введения новой системы чиновники, судя по всему, не дождутся.

Всего на такую схему в режиме "одного окна" будет переведено 340 госуслуг. Сейчас создано 42 специальных ведомственных веб-ресурса, с помощью которых будут обмениваться информацией чиновники. Они существуют в 30 ведомствах. Всего до октября надо протестировать и запустить 80 ресурсов почти в 60 ведомствах. Быстрее всего работа продвигается в Федеральной миграционной службе, Федеральной налоговой службе, Росреестре и Пенсионном фонде.

При этом срок предоставления одним ведомством ответа на запрос составит пять календарных дней. Другое дело, когда одно ведомство запросило у другого информацию об оказании госуслуги. Здесь нерасторопность чиновников, которые оказывают услугу, может стоить им премии.

Сейчас в Госдуму уже внесен законопроект, который повышает ответственность чиновников и их руководителей за несоблюдение нормативов и сроков. Если законопроект будет принят, то им может грозить за это даже дисквалификация или высокие штрафы, отметил замглавы минэкономразвития Олег Фомичев. По словам Массуха, граждане смогут жаловаться на нерадивых чиновников.

Однако ряд справок все же придется предъявлять самому гражданину. Например, о состоянии здоровья. Это не коснется справок о том, что гражданин не стоит на учете в наркологическом диспансере. Но электронный документооборот этой информацией будет запущен с первого июля следующего года, когда на электронный документооборот должны будут перейти все региональные и муниципальные органы власти.

Кстати, персональная ответственность уже сыграла положительную роль. Напомним, что о новой схеме работы госорганов речь идет довольно давно. Она должна была заработать еще с 1 июля. Но сроки пришлось сдвинуть. Однако, когда на одном из электронных ресурсов СМИ стали публиковать фамилии ответственных за это замминистров, процесс пошел быстрее, признают представители минкомсвязи и минэкономразвития.

Впрочем, дело упиралось еще и в множество технологических и юридических проблем. И решить их к июлю многие не успели. Кстати, как рассказывал недавно в интервью "РГ" глава минкомсвязи Игорь Щеголев, министерство было против переноса сроков.

Но если бы с 1 июля вступила норма закона о запрете истребования документов, то чиновникам пришлось бы в буквальном смысле собирать необходимые справки "ногами", что вряд ли ускорило бы процесс оказания государственных услуг, пояснил министр.

Так, для того чтобы ведомства могли запрашивать и получать все необходимые документы друг у друга, они должны были наладить техническую совместимость своих баз данных, "научить" системы взаимодействовать между собой. Кроме того, потребовалось внести изменения в огромное количество законов. "Поправок требуют практически все регламенты оказания государственных услуг, в которых прямо указано на обязательность предоставления заявителем бумажных справок и документов.

Таких регламентов, по расчетам минэкономразвития, немногим менее тысячи только по федеральным услугам", - рассказывал Щеголев. Ведомствам надо было "расписать", как именно они взаимодействуют с коллегами.

При этом у каких-то ведомств на принцип межведомственного взаимодействия переводится большое число услуг, а у других таких услуг мало. Самое большое количество госуслуг, подлежащих переводу на принцип "одной инстанции", у Росавиации. Им надо обеспечить такой режим для 28 услуг. Количество документов, которые ведомства должны предоставить коллегам, тоже разное. Например, ФНС предоставляет другим ведомствам более 40 документов, а МЧС - 3.

Между тем запуск ведомственных веб-ресурсов предусматривает еще одно нововведение. Они встроены в систему "электронного правительства". И обычный гражданин тоже сможет зайти на эти "странички" через портал госуслуг, чтобы получить ответ на тот или иной вопрос. Работать такая система должна будет круглосуточно и семь дней в неделю. Главное, чтобы граждане умели работать в Интернете и пользоваться электронной подписью. Ее будут с начала следующего года выдавать бесплатно на универсальной электронной карте. Сейчас электронную подпись можно получить в удостоверяющих центрах, но за деньги.

Не секрет, что уже были попытки взлома портала госуслуг. Поэтому электронную подпись гражданин должен получать лично при наличии паспорта, а потом хранить как зеницу ока. С ее помощью можно будет подтверждать сведения о себе для получения загранпаспорта, совершения сделок. У гражданина остается право обращаться за госуслугами по старинке, приходя в ведомство и отстаивая очередь. Но и здесь намечается прогресс. По разрабатываемым регламентам для оказания госуслуг, ожидание гражданина не должно быть долгим. Как пояснил Олег Фомичев, регламент конкретизирует обязательное наличие автомата для получения квитка-номера электронной очереди и комфортного ожидания. А вот за информацией из архивов даже продвинутым пользователям сайта госуслуг придется все же ходить лично - пока архивные документы не переведены в электронный вид.

Досье "РГ"

Любой гражданин может узнать, как готовы ведомства к оказанию госуслуг в новом формате. Эта информация открыто выложена в Интернете по адресу: www.interfax.ru/spravkinet